0
1788
Газета Коллекция Интернет-версия

09.07.2003 00:00:00

Сон негра о прошлом

Тэги: обложка


Путешествуя по миру, даже виртуально, как в нашем случае (рассматривая нотные обложки), мы видим не только соблазнительные пейзажи всевозможных стран, но и людей, их населяющих, и не устаем удивляться, до чего же они (мы?) такие разные.

Вот, например, европейцы. Область локализации обитания цыган довольно трудно определить - они живут почти по всему континенту, а в 1926 г., которым датирована рассматриваемая обложка, до того, как Гитлер частью изгнал, частью уничтожил цыган в Германии, встретить их можно было на каждом шагу. Но так как нотная тетрадка, на обложке которой пляшет томная босая цыганка, называется "Цыганская венгерка", будем считать, что дело происходит в Венгрии.

Столь же неопределенна национальная принадлежность девушки, рискованно усевшейся на букву "Т" в названии нотной тетрадки "TIRANA!", изданной в начале ХХ века. С одной стороны, Тирана - столица некогда дружественной Албании, с другой - написано: испанская серенада.

Где никаких вопросов не возникает, так это с обложкой "Вечер в Мадриде", где весело пляшет красавица-испанка под старательный аккомпанемент некоего мачо в национальном костюме (обут во что-то похожее на лапти).

Вот уж кому можно позавидовать, так это беззаботному итальянскому парню, обитающему на обложке неаполитанской песни "O Sole Mio", изданной в начале ХХ века. Тихий, безмятежный пейзаж Неаполя, раскинувшегося на берегу теплого моря, и не предполагает другого времяпрепровождения - надеюсь, за сто лет хоть там ничего не изменилось. (Есть искушение представить в правой руке у него транзисторный приемник, но, вспомнив, что на дворе лишь начало ХХ века, эту мысль отбросим.)

Через Средиземное море, в Египте, тоже вроде неплохо. Во всяком случае, жизнерадостный человек с обложки фокстрота "Суэц" года 1925-го не дает в этом усомниться. Правда, название "Суэц" у нашего поколения, родившегося в середине прошлого века, накрепко связано с Египтом и Суэцким каналом, а человек на обложке скорее похож по одежде на латиноамериканца.

А вот персонажи на обложке танца "La Bouss Bouss-Mee", конечно, настоящие арабы и по одежде, и по внешности. Пожилой отец-араб привел своего сына, как две капли воды похожего на него, полюбоваться на танец - а там есть на что посмотреть!

"Красавица Востока" - это название подходит не только для интермеццо Л.Д. Клейнарда 1924 г., но и для предыдущей обложки, да и для тетрадки "AFGANISTAN FOXTROT" оно тоже бы сгодилось.

Возможно, что после изгнания талибов из Афганистана в Кабуле и исполняются такие танцы, но как-то я в этом не уверен.

Конечно, ночное освещение, особенно снизу, искажает черты лица, но все равно можно догадаться, что "SALOME" достаточно хороша и соблазнительна, несмотря на то что собирается она на какое-то не совсем богоугодное дело (а может, просто идет на свидание?)

В 1925 г. еще не началась оргия предоставления независимости возможным колониям, и это дало возможность композиторам написать два произведения, а мне их показать. У них много общего - изображены на обеих рикши, оформил их художник С.Стороженко, а тексты написал К.Н. Подревский (мне очень нравится, что написано скромно "тексты", а не "стихи").

Правда, музыку для фокстрота "Рикша из Калькутты" написал С.Орланский, а для "Янки и обезьянки" - А.Левин.

Действие "Рикши из Калькутты" происходит в Индии, что ясно из названия. Там рикша-индус везет классического колонизатора - в тропическом шлеме и белых одеждах, а ситуация на обложке Левина совсем унизительна: негра-рикшу заставляют перевозить даже не людей, а обезьян! Но ничего не попишешь - справа стоит колонизатор, одетый для разнообразия не в тропический костюм, (художник Стороженко не стал повторяться - похвально), а в классический костюм карикатурного буржуя (так же новых русских некоторое время изображали в малиновых пиджаках и с толстой золотой цепью). В руках он держит хлыст, что и стимулирует, видимо, рикшу к добросовестному выполнению своих функциональных обязанностей.

Но не все угнетенные народы жили так унизительно. Например, человек с обложки "Роза Индостана" Л.Дризо, похоже, вполне доволен жизнью.

Замечательна ажурная графика обложки С.Корона "Китаец" 1919 г. работы художника О.Шарлеманя. Обложка нарисована в лучших традициях "Мира искусства", что и неудивительно, так как художник был членом этого объединения.

Не знаю, стилизована ли музыка песни "Фудзияма" 1924 г. под японскую, как это пытался сделать художник, рисуя обложку. Будем считать, что попытка удалась.

На обложке "Petite Tonkinoise" художник довольно неудачно попытался изобразить вьетнамскую девушку. Оправданием ему может служить, конечно, то, что сто лет назад, я уверен, вьетнамцев в Москве было гораздо меньше (боюсь, что ни одного - даже посольства не было, так как Вьетнам был французской колонией - Индокитаем). Но уж узкие косые глаза можно было бы нарисовать!

В огромном Тихом океане, знаю по глобусу, существует какое-то количество теплых островов, где живут добродушные веселые люди, которые занимаются в основном тем, что музицируют и отдыхают (видимо, от музицирования). Будем считать, что темнокожая парочка с обложки С.Шапиро "Noеmy Blues" именно с такого острова.

Как-то так получилось, что, несмотря на довольно-таки большое количество нот, в коллекции ни одного изображения эскимосов не нашлось. Зато довольно много тетрадок с изображением другого коренного населения Америки - индейцев. Парочку из них предлагаю посмотреть.

Посмотрев на обложку интермеццо "Anona", я призадумался, а каковы же были индейские женщины? Вообще-то все мои знания почерпнуты из романов Ф.Купера и некоторых кинофильмов (в основном югославских).

Если гордые орлиные профили индейцев я помню очень хорошо, то как выглядели их кроткие женщины, не помню. Да и художник, рисовавший эту обложку, похоже, знал это не лучше меня. Хорошо хоть про орлиное перо в прическе вспомнил.

Вы скажете: а где же негры? Пожалуйста, музыкальная картинка из жизни негров В.Н. Мидистона "Сон негра о прошлом". Хотя какое может быть прошлое у 16-летнего парня - а именно на столько, по-моему, выглядит улыбающийся главный герой. Если то, что нарисовано справа в углу, и есть его прошлое, то можно сказать, что жизнь ему удалась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
654
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
689
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1407
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2165

Другие новости