0
1137
Газета Коллекция Интернет-версия

09.07.2003 00:00:00

Тиражированная красота

Тэги: открытка


Известно выражение "Красота (особенно женская) - это талант". Красота, как и всякий талант, нуждается в приложении и поклонении. Сейчас для проявления такого таланта необъятный простор: модельный, рекламный и шоу-бизнес, конкурсы красоты, фото в "Плейбое"... В конце XIX века с этим было хуже: светская жизнь, сцена, заказной живописный или графический портрет для потомков, близким - "фото на память". Положение изменилось в начале XX века, благодаря прогрессу техники началось тиражирование красавиц посредством фотооткрыток, кинематографа, фоторепортажа с костюмированных балов, благотворительных вечеров и т.п.

Из семейных альбомов

Хороший материал для изучения тиражированной красоты дал мне многолетний просмотр тысяч открыток в когда-то букинистических, а ныне антикварных магазинах. Проявления закона больших чисел дает возможность понять, что увлекало прежних владельцев открыток и как реагировали издатели на текущий спрос. Дело в том, что открытки поступают из семейных альбомов, и каждый пласт открыток, как при раскопках жилого дома в Помпеях, раскрывает единовременные вкусы и привязанности. Даже перемешанные пласты представляют статистически обобщенную картину предпочтений. Статистика - великая сила!

По объявленной теме нас будет интересовать две группы открыток "Типы" (головки) и "Актеры" (театра и кино). Ограничимся периодом наибольшей популярности этих открыток - от начала 1900-х гг. до конца 1920-х гг. Это время совпадает с эпохой немого кино. Открытки часто несут зримые черты времени: дарственные надписи, автографы актеров, пометы вроде таких: "Видела тогда-то в кино таком-то, постановке такой-то". Иногда попадаются на обороте целые биографии любимых актеров.

Типы

Начнем с безымянных красавиц из пачек "Типы" (головки). В пачках найдутся фотооткрытки "незнаменитых" и симпатичных девушек Германии, Франции, Австро-Венгрии, Великобритании, по месту издания. Эти "мордашки" (по выражению одного букиниста) представляют знаковый образ красоты стиля модерн. "Кто они, кем были?" - нет ответа.

Названными, признанными и растиражированными красавицами начала XX века были: француженка Клео де Меро, итальянки Лина и Мария Кавальери, Франческа Бертини, испанка Гвереро. Преобладание на фототкрытках и в кинематографе жгучих брюнеток иногда объясняют слабой чувствительностью черно-белой фотопленки и фотопластин. Блондинки на такой пленке смотрелись плохо. (На съемках губы красили в зеленый цвет, чтобы они выглядели поярче.) Брюнетки господствовали на фотооткрытках до конца 1920-х гг.

Очень популярна (это видно по тиражам) была Лина Кавальери. Она считалась певицей и приезжала в Москву с выступлениями в опере Зимина. Театральным критикам о достоинствах ее голоса писать было нечего, зато публика валом валила посмотреть на заморскую красавицу. Лина и Мария Кавальери немного снимались в кино. Много снималась в кино еще одна итальянская красавица Франческа Бертини. А. Ханжонков вел с ней переговоры о съемках в России, но Бертини не приехала. Зато А. Ханжонков успел выпустить тираж ее фотооткрыток с надписью на обороте "К предстоящим съемкам".

Клео де Меро была патентованной красавицей и считалась образцом красоты по всем статьям: лицо, фигура, прическа, одежда... Женщины, подражая ей, причесывались на пробор, закрывая уши. Ее прическа, по слухам, объяснялась тем, что у нее был обрезан кончик уха.

Королевы экрана

Началась война 1914-1918 гг., и поток заграничных фильмов прекратился, а с ними и иссяк поток фотокрасавиц. Пробил час русских королев экрана. Первой стала Вера Холодная (Левченко), хотя часть историков кино до сих пор не могут разобраться в причинах ее невиданного успеха. В это же время все молодые и привлекательные актрисы МХТ ("студийцы" главным образом) отметились в кинематографе. Особенно выделялись своей внешностью О.Гзовская и Л.Коренева (умершая в начале 1990-х гг. "мечта художников" Серебряного века). Другими кинодивами были Н.Лисенко и Н. Кованько, снимавшиеся в Париже в эпоху немого кино и считавшиеся там не последними красавицами. Гзовская тогда же снималась в Германии.

В конце 1920-х гг. в берлинском еженедельнике кино на первой полосе были опубликованы фотографии красавиц под заголовком "Самые красивые актрисы мира". Россию представляла Ольга Чехова, Германию Хенни Портен, Италию Марчелла Альбано, Венгрию Агнес Эстергази, США Глория Свенсон. В это же время начинают проводиться живые конкурсы красоты - прежде они проводились по фотографиям.

С НЭПом в страну проникают зарубежные фильмы, а за ними поднимается первая волна контрафактной фотопродукции. Тиражами по несколько десятков тысяч, сериями по несколько раз перепечатываются фотооткрытки зарубежных кинозвезд, выпущенные в Германии (большей частью), США, Франции. Тогда это был самый быстрый способ заработать деньги. Фотооткрытки наших актеров, превосходно выполненные нашими фотомастерами, выпускались тиражами на порядок ниже, чем у зарубежных. Зато теперь фотопортреты наших актеров стоят на порядок дороже перепечаток фото зарубежных киноактеров 1920-х гг.

Из-за массы и разнообразия скопированных зарубежных фотооткрыток даже трудно разобраться, кому отдавали предпочтение люди 1920-х гг. и кто считался образцом красоты и подражания. Уверенно можно сказать, что американские киноактеры предпочитались немецким. Среди наших актеров чаще встречается фото последней томной красавицы немого кино, недавно умершей Анели Судакевич. Довольно много, по непонятной для меня причине, фото З.Малиновской. К новому типу популярных красавиц следует отнести Нату Вачнадзе.

С началом 1930-х гг. в кино пришел звук и тогда же изменился модный тип красоты - загорелая, спортивная, энергичная, стриженая блондинка сменила трогательного вида женственных красавиц прежнего поколения. Сменили цвет волос наши будущие кинозвезды: артистка Музыкального театра им. Станиславского Л.Орлова и актриса МХАТа М.Ладынина.

Красавцы

Вспомним о красавцах мужчинах этого периода. Из театральных актеров по частоте встреч в пачках открыток на первом месте В.Качалов, ряд актеров по убыванию интереса выглядит следующим образом:В.Максимов, В.Полонский, Н.Радин, И.Мозжухин... До революции был популярен в открытках датский киноактер Рой Гаррисон, в 1920-х гг. - американец Дуглас Фербенкс.

Беглый просмотр фото красавиц XX века подтверждает еще одну истину: "Красота - понятие историческое". Все, что когда-то считалось прекрасным, будет сомнительным в другое время. Тема демонстрации фотокрасавиц прошлого века просто просится в интернет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1740
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1754
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1489
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
919

Другие новости