0
7607
Газета Коллекция Интернет-версия

20.06.2003 00:00:00

Частные коллекции икон - прежде и теперь

Тэги: иконы, старообрядцы, собирание


Первыми собирателями древних икон во второй половине XIX века были богатые старообрядцы. Для них собирание старых икон имело религизно-идеологический смысл. Им нужна была "правильная икона" - икона "дониконианского письма", т.е. до середины XVII века. В поисках таких икон "офени" (по-нашему "челноки") добирались до всех уголков России. Иконы поручали реставрировать - поновлять - "владимирским богомазам" в слободе Мстера. Владея всеми тонкостями иконописи, мстерские мастера иногда обманывали своих богатых заказчиков. На старых досках писали не отличимые от древних новые иконы или снимали с доски подлинное изображение для очередного богатого старообрядца, а поверх доски писали "реставрированную" копию.

С появлением просвещенных старообрядцев икона уже воспринимается как произведение древнерусского искусства и коллекционирование икон приобретает истинный смысл (собрания С.Рябушинского, А.Морозова, И.Острухова). Начало XX века отмечено всеобщим интересом к древней иконе - икону всесторонне изучают и исследуют, открываются иконы и фрески Андрея Рублева (И.Грабарь, В.Гурьянов). Иконы были во всех пестрых собраниях московских богачей-меценатов. Формируются частные коллекции икон в других слоях общества (собрания М.Тенишевой, профессора Прахова). Даже в захолустной Мстере владелец местной типографии, краевед И.Голышев владеет представительной коллекцией древних икон.

После 1917 года частное коллекционирование икон прекращается. Музеи до настоящего времени "переваривают" массу икон, поступивших к ним в 1930-е годы. Интерес к иконе пробуждается с середины 1950-х годов в эпоху "оттепели". Сначала из простого желания "выпендриться" перед друзьями. Интересен сюжет мультфильма того времен "Рожно". "Какого рожна тебе надо?" - вопрошает деревенская бабка городского интеллектуала, стоящего под окнами избы. Получив неведомое рожно (подразумевается икона), герой восклицает: "Никитины умрут!" В конце фильма, увидев рожно, пораженные Никитины действительно умирают. В "северных экспедициях" интеллигенты покупают, выпрашивают у стариков иконы, собирают их в заброшенных домах, церквях, деревнях. Разобравшись на месте, в Москве или Ленинграде, какое рожно они привезли, часть его выбрасывают. Это был процесс накопления "товарной массы". Напрашивается аналогия с накоплением старых икон в старообрядческих семьях и общинах в конце XIX столетия. До начала коллекционирования оставалось немного.

Манифестом и стартовым сигналом для начала коллекционирования икон стала серия очерков В.Солоухина "Черные доски", кажется, в журнале "Москва" в 1964 году. Интеллигенты-шестидесятники на кухнях принялись важно рассуждать о школах иконописания, приметах и признаках древних икон в собственных залежах. Получили известность первые собрания икон В.Солоухина, И.Глазунова. Как говорится, процесс пошел...

Из каких источников пополнялись первые коллекции икон? Прежде всего из "северного завоза". Затем в ареал поисков вошли ближние к Москве области: Владимирская, Ярославская, Костромская, Тверская...

За "поисковиками" двинулись грабители и взломщики деревенских домов и церквей. Часть первых собирателей икон расстались со своими накоплениями. Легальной купли-продажи икон не было. Появились перекупщики-снабженцы. С ними можно было столкнуться на Полянке. Там, в церкви, находился отдел компании "Новоэкспорт", покупавшей иконы на экспорт. В дни приемки тогдашние "дилеры" приставали к пожилым прохожим: "Сюжетик не найдется?"

В 1971 году в Музее им. Андрея Рублева была устроена выставка икон из частных коллекций. Меня тогда поразило отвратительное качество реставрации икон, представленных Г.Костаки и Я.Зильберштейном. Если добротная реставрация была недоступна именитым коллекционерам, о состоянии икон в других частных коллекциях можно догадаться. И эта проблема не закрыта до сих пор.

В начале 1990-х годов антик-рынок начался с появления икон в открытой продаже. ВХНРЦ им. Грабаря объявляет о готовности на коммерческой основе реставрировать иконы. Икона становится легальным товаром. Любопытно, что в антикварных магазинах в начале 1990-х в продаже не было икон, достойных коллекционирования. Продавались иконы культового применения, способные удовлетворить насущные потребности новой массы верующих, пока не развернулось предприятие "Софрино". Зато в кадрах телехроники о контрабанде из России показывались магазины Вены, Берлина, Лондона, Варшавы, заполненные красивыми и дорогими иконами. А уже в конце 1990-х в московских магазинах и салонах продается аналогичный товар.

Последние месяцы отмечены интересом СМИ к частным собраниям икон благодаря выставкам икон в галерее "На Старомонетномъ", коллективной выставке частных коллекционеров в галерее "Элизиум" и выставке собрания В.Бондаренко в ГТГ. Прессу более всего волновал вопрос, как за четыре года "новому коллекционеру" удалось собрать сотню первоклассных икон. Деньги здесь главное, но недостаточное условие.

Нынешний год ознаменовался единовременной распродажей последних старых коллекций и остатков наследства известных художников. Закончилось перераспределение культурных ценностей в частном секторе. Процесс нормальный! Каждый коллекционер в конце жизни должен сказать себе и ближним: "Пребывая в трезвом уме и добром здравии, я прожил всю свою коллекцию". И.Глазунов обещает разместить коллекцию в галерее своего имени, после смерти В.Солоухина о его собрании икон ничего не слышно.

Сколько в Москве коллекционеров икон? Попробуем подсчитать! В 1971 году на выставке в рублевском музее было 16 экспонентов, на выставке в галерее "Элизиум" в марте 2003 году их стало 17, в нашей базе данных 19 частных коллекционеров икон. Как видите, порядок постоянный - около 20. Предположим, что на каждого "публичного" коллекционера есть один "теневик". Получится цифра 40. Для такого мегаполиса, как Москва, - это мало. Подозреваю, что коллекционеров икон в ближайшее время больше не станет. Главная причина - чудовищные затраты на атрибуцию, расчистку, реставрацию икон. Поживем - увидим, прав ли я.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1740
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1754
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1489
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
919

Другие новости