Первыми собирателями древних икон во второй половине XIX века были богатые старообрядцы. Для них собирание старых икон имело религизно-идеологический смысл. Им нужна была "правильная икона" - икона "дониконианского письма", т.е. до середины XVII века. В поисках таких икон "офени" (по-нашему "челноки") добирались до всех уголков России. Иконы поручали реставрировать - поновлять - "владимирским богомазам" в слободе Мстера. Владея всеми тонкостями иконописи, мстерские мастера иногда обманывали своих богатых заказчиков. На старых досках писали не отличимые от древних новые иконы или снимали с доски подлинное изображение для очередного богатого старообрядца, а поверх доски писали "реставрированную" копию.
С появлением просвещенных старообрядцев икона уже воспринимается как произведение древнерусского искусства и коллекционирование икон приобретает истинный смысл (собрания С.Рябушинского, А.Морозова, И.Острухова). Начало XX века отмечено всеобщим интересом к древней иконе - икону всесторонне изучают и исследуют, открываются иконы и фрески Андрея Рублева (И.Грабарь, В.Гурьянов). Иконы были во всех пестрых собраниях московских богачей-меценатов. Формируются частные коллекции икон в других слоях общества (собрания М.Тенишевой, профессора Прахова). Даже в захолустной Мстере владелец местной типографии, краевед И.Голышев владеет представительной коллекцией древних икон.
После 1917 года частное коллекционирование икон прекращается. Музеи до настоящего времени "переваривают" массу икон, поступивших к ним в 1930-е годы. Интерес к иконе пробуждается с середины 1950-х годов в эпоху "оттепели". Сначала из простого желания "выпендриться" перед друзьями. Интересен сюжет мультфильма того времен "Рожно". "Какого рожна тебе надо?" - вопрошает деревенская бабка городского интеллектуала, стоящего под окнами избы. Получив неведомое рожно (подразумевается икона), герой восклицает: "Никитины умрут!" В конце фильма, увидев рожно, пораженные Никитины действительно умирают. В "северных экспедициях" интеллигенты покупают, выпрашивают у стариков иконы, собирают их в заброшенных домах, церквях, деревнях. Разобравшись на месте, в Москве или Ленинграде, какое рожно они привезли, часть его выбрасывают. Это был процесс накопления "товарной массы". Напрашивается аналогия с накоплением старых икон в старообрядческих семьях и общинах в конце XIX столетия. До начала коллекционирования оставалось немного.
Манифестом и стартовым сигналом для начала коллекционирования икон стала серия очерков В.Солоухина "Черные доски", кажется, в журнале "Москва" в 1964 году. Интеллигенты-шестидесятники на кухнях принялись важно рассуждать о школах иконописания, приметах и признаках древних икон в собственных залежах. Получили известность первые собрания икон В.Солоухина, И.Глазунова. Как говорится, процесс пошел...
Из каких источников пополнялись первые коллекции икон? Прежде всего из "северного завоза". Затем в ареал поисков вошли ближние к Москве области: Владимирская, Ярославская, Костромская, Тверская...
За "поисковиками" двинулись грабители и взломщики деревенских домов и церквей. Часть первых собирателей икон расстались со своими накоплениями. Легальной купли-продажи икон не было. Появились перекупщики-снабженцы. С ними можно было столкнуться на Полянке. Там, в церкви, находился отдел компании "Новоэкспорт", покупавшей иконы на экспорт. В дни приемки тогдашние "дилеры" приставали к пожилым прохожим: "Сюжетик не найдется?"
В 1971 году в Музее им. Андрея Рублева была устроена выставка икон из частных коллекций. Меня тогда поразило отвратительное качество реставрации икон, представленных Г.Костаки и Я.Зильберштейном. Если добротная реставрация была недоступна именитым коллекционерам, о состоянии икон в других частных коллекциях можно догадаться. И эта проблема не закрыта до сих пор.
В начале 1990-х годов антик-рынок начался с появления икон в открытой продаже. ВХНРЦ им. Грабаря объявляет о готовности на коммерческой основе реставрировать иконы. Икона становится легальным товаром. Любопытно, что в антикварных магазинах в начале 1990-х в продаже не было икон, достойных коллекционирования. Продавались иконы культового применения, способные удовлетворить насущные потребности новой массы верующих, пока не развернулось предприятие "Софрино". Зато в кадрах телехроники о контрабанде из России показывались магазины Вены, Берлина, Лондона, Варшавы, заполненные красивыми и дорогими иконами. А уже в конце 1990-х в московских магазинах и салонах продается аналогичный товар.
Последние месяцы отмечены интересом СМИ к частным собраниям икон благодаря выставкам икон в галерее "На Старомонетномъ", коллективной выставке частных коллекционеров в галерее "Элизиум" и выставке собрания В.Бондаренко в ГТГ. Прессу более всего волновал вопрос, как за четыре года "новому коллекционеру" удалось собрать сотню первоклассных икон. Деньги здесь главное, но недостаточное условие.
Нынешний год ознаменовался единовременной распродажей последних старых коллекций и остатков наследства известных художников. Закончилось перераспределение культурных ценностей в частном секторе. Процесс нормальный! Каждый коллекционер в конце жизни должен сказать себе и ближним: "Пребывая в трезвом уме и добром здравии, я прожил всю свою коллекцию". И.Глазунов обещает разместить коллекцию в галерее своего имени, после смерти В.Солоухина о его собрании икон ничего не слышно.
Сколько в Москве коллекционеров икон? Попробуем подсчитать! В 1971 году на выставке в рублевском музее было 16 экспонентов, на выставке в галерее "Элизиум" в марте 2003 году их стало 17, в нашей базе данных 19 частных коллекционеров икон. Как видите, порядок постоянный - около 20. Предположим, что на каждого "публичного" коллекционера есть один "теневик". Получится цифра 40. Для такого мегаполиса, как Москва, - это мало. Подозреваю, что коллекционеров икон в ближайшее время больше не станет. Главная причина - чудовищные затраты на атрибуцию, расчистку, реставрацию икон. Поживем - увидим, прав ли я.