Существует некоторое количество в моей коллекции нот с песнями о городах. Причем как бы это ни было обидно жителям Питера и других городов, большая часть их, естественно, посвящена Москве, и это, конечно, вполне объяснимо.
Самая, пожалуй, старая тетрадка у меня из посвященных Москве - это "Торжество матушки Москвы". Обложка без особых художественных откровений, но сделана добротно. Из московских атрибутов присутствует герб Москвы. Любопытно сравнить его изображение с гербом Москвы на груди двуглавого орла на следующей обложке - "Chanson Russe", самое смешное - автор обложки S.Smith. Герб, видимо, не имел канонического начертания, и поэтому мы видим некоторое разнообразие в трактовке сюжета внутри герба.
Повод для помещения этой вполне симпатичной обложки в московскую тему - присутствие в левом нижнем углу нескольких кремлевских соборов.
На обложке "Торжественной увертюры 1812 года" изображен свежепостроенный храм Христа Спасителя. Через какое-то время исчезнут не только изображения его, но и сам храм. Зато теперь можно увидеть снова не только его бесчисленные изображения, где попало, но и сам храм волшебным образом снова очутился в центре Москвы.
После революции долгое время песен о Москве не пелось - не до этого было.
Если бы Дворец Советов был построен, он возвышался бы среди своих собратьев - сталинских высоток - так же, как обложка Е.Гольштейна к песне "Наша Москва" 1935 г. возвышается среди всех московских обложек.
К 1947 году на изумленного обывателя вывалилось огромное количество нот с песнями о Москве. Отгадайте с трех раз, чем это было вызвано. Правильно, восьмисотлетие города бывает раз в жизни. Все это было бы очень мило, если бы не удручающее однообразие в оформлении обложек этих музыкальных произведений.
В оформлении художники использовали (всегда!) Кремль с излюбленной Спасской башней, соборы старались не изображать. Впрочем, запрет на помещение соборов (особенно с крестами) действовал вплоть до конца 80-х годов. Помню, как в те годы редактор, работавший в издательстве "Прогресс" заставлял меня убрать со слайда на обложке кресты с кремлевских соборов. Потом он стал прорабом перестройки.
Время до 53-го года было строгое, поэтому ничего плохого о художниках сказать не хочу - они выбирали наиболее безобидный вариант. Еще более безопасно было вообще ничего не рисовать, а красиво написать шрифт, чем многие художники и ограничивались.
Но вот в 1954 году появляется изображение только что построенного здания МГУ, на обложке "песни московских студентов", а в 1957 году - унылая окраина на обложке песни "Застава Ильича". Художник не виноват, что получилась такая безрадостная обложка - уж больно тосклив пейзаж.