0
4702
Газета Коллекция Интернет-версия

11.04.2003 00:00:00

Стулья от Баухауза

Тэги: выставка, баухауз, мебель


В конце прошлого года в берлинском музее Баухауз-Архив / Музей дизайна открылась выставка "Мебель Баухауза 1920-х - начала 1930-х годов". На ней представлено около 200 экспонатов - столы, стулья, шкафы, кровати - не только из собрания музея, но и из собраний Музея Баухауза в Веймаре, Фонда Баухауза в Дессау, а также из частных и государственных собраний Европы и Америки.

"Государственный Баухауз" был образован в 1919 году в Веймаре известным немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Новая школа ставила своей задачей обучение новому ремеслу, то есть подготовку специалистов со знанием новых материалов, нового формообразования, современной техники, создающих проекты для массового производства, с широким применением машин. Обучение в Баухаузе, помимо нескольких вводных и теоретических курсов, заключалось главным образом в работе в мастерских - ткацкой, металлообработки и др. Собственная мебельная мастерская была оборудована в 1921 году и уже очень скоро стала играть ведущую роль в создании нового стиля жизни. Баухауз создавал и пропагандировал новые принципы обстановки жилища, которые отвечали современным представлениям об удобстве, гигиеничности, деловитости ("новая вещественность").

Эта главенствующая в 1920-е годы идея активно развивалась и в других странах, прежде всего во Франции, Голландии и в России, где создание новой жизни - нового человека, нового быта... - было прокламировано как официальная программа нового социалистического государства. Но именно Баухауз стал символом этих новых направлений, и не случайно со второй половины 1920-х годов в Германии, а затем и в других странах появилось понятие "Баухауз-стиль", которым обозначают и сейчас те явления, которые положили начало современному дизайну.

Среди сохранившихся ранних работ мастерской Баухауза интересна детская колыбель, сделанная в 1922 году Петером Келером - она сконструирована из деталей-форм, которые изучались в рассматривались в общих курсах Баухауза как основные, базовые формы: окружность (круг), прямоугольник или квадрат, треугольник и т.д. Раскраска отдельных плоскостей и деталей в однотонные цвета - черный, красный, желтый - также берет свое начало в учебном курсе, посвященном вопросам цвета и света.

Уже к 1922 году мебель Баухауза становится подчеркнуто конструктивной, с преобладанием прямых линий, квадратных, прямоугольных, круглых поверхностей. Это связано как с общими конструктивистскими тенденциями времени, так и с вводившимся в Баухаузе понятием качества ремесленной работы - Гропиусом был провозглашен лозунг "Искусство и техника - новое единство". Даже при создании единичных изделий для изготовления составных частей широко использовались машины и станки. Продукция не должна была носить следы ручной работы, поверхности и линии должны были быть идеально ровными, геометричными. Одной из самых заметных новаций явился стул, созданный М.Бройером в 1924 году (Lattenstuhl - стул из планок) - он "сконструирован" из почти одинаковых деревянных планок, для сиденья и спинки Бройер использовал полосы ткани из так называемого "конского волоса". Современники, правда, отметили, что сидеть на этом стуле не очень удобно, он является скорее художественным произведением - конструктивной скульптурой.

Баухауз активно разрабатывал типовые проекты - как в архитектуре, так и в области бытового дизайна. Мебель должна была изготавливаться быстро и дешево, с применением машин, быть компактной для транспортировки и удобной для сборки - так называемая "секционная мебель". Она дает возможность обставить типовую квартиру индивидуально, по собственному вкусу и в соответствии с размерами помещения. Использовались относительно недорогие и легкие для обработки сорта деревьев, дорогостоящая и трудоемкая полировка поверхностей заменялась дешевой окраской. Большое значение придавалось компактности. Так как типовые квартиры предназначались в первую очередь для средних слоев населения, размеры их были невелики. Для таких квартир как нельзя лучше подходит то, что мы сейчас называем складной мебелью: складные стулья и кресла, столы, встроенные шкафы и кровати, превращающиеся в диваны или поднимаемые вертикально к стене. Одним из популярных образцов 1920-х годов были Satztische - я позволю себе перевести это как "комплект-столы", т.к. в русском языке соответствующего обозначения, кажется, нет. Это три-четыре пропорционально уменьшающихся столика, прямоугольной или квадратной формы, которые ставятся один под другой. При необходимости столики раздвигаются, образуя "ступенчатый" стол для работы или для гостей.

В 1925 году Баухауз переехал в Дессау, где городские власти выделили землю и финансировали строительство достаточно большого комплекса. Гропиус выстроил Баухауз в Дессау как образец новой архитектуры и нового быта. Главное здание самой школы было новацией, до сих пор оказывающей свое влияние на архитектуру. Внутреннее оформление и оборудование разрабатывалось и выполнялось преподавателями и студентами в собственных мастерских и также отвечало новейшим представлениям о быте. Одним из главных дизайнеров стал Бройер - он сделал несколько моделей для нового здания Баухауза, в том числе "типовые" стулья для актового зала. Это были его первые модели из гнутых полых стальных трубок.

Гропиус охотно приглашал гостей Баухауза в свой дом в Дессау, который он рассматривал как "образцово-показательный" и "экспериментальный"; мебель для него проектировали сам Гропиус и Бройер. В конце 1926 году в доме был даже снят небольшой "рекламный" фильм, который можно было посмотреть на выставке. В нем демонстрируются все удобства и преимущества нового быта: раздвижные стены, позволяющие с легкостью увеличивать или уменьшать пространство, рациональное оборудование шкафов, открывающихся с двух сторон (чтобы обойтись без беготни из комнаты в комнату), удобные и в то же время легкие стулья и кресла, не требующие усилий при перестановке с места на место, софа, мгновенно превращаемая в диван, лампы, которые поворачиваются в разных направлениях, электрические приборы и т.д. Правда, один из гостей Гропиуса в 1927 году написал: "Мы удобно сидим в креслах, которые следует назвать аппаратами для сидения. По форме они отличаются, пожалуй, самым решительным образом от всех обычных форм этой мебели. Они напоминают медицинские машины".

Мебель из гнутых полых стальных трубок стала заметным явлением в дизайне середины 1920-х годов. Ее разрабатывали также архитекторы Мис ван дер Роэ, Март Штам и др. В

1927 году новые стулья впервые в большом количестве были представлены на архитектурной выставке "Жилье" в Штуттгарте ("Поселок Вайсенхоф"). Все авторы осознавали значимость этой новации - Мис ван дер Роэ успел даже запатентовать принцип. Новая мебель вызвала большой интерес, но все же казалась слишком авангардной и была слишком дорогой. Наиболее перспективными оказались модели Миса и Марта Штама, названные впоследствии Freischwinger - "свободнокачающиеся". Речь идет не о креслах-качалках, а о стульях, изогнутый стальной каркас которых позволяет обойтись без привычных "ножек" и слегка пружинит под тяжестью сидящего. Варианты таких стульев, усовершенствованные Бройером и удешевленные благодаря применению окрашенной стали вместо дорогой никелированной или хромированной, а также использованию гнутой клееной фанеры для сиденья и спинки и других более дешевых материалов, выпустили в 1930-е годы на рынок фирмы Thonet и Mauser. Стальные стулья скоро заполнили приемные врачей и появились в квартирах.

Мис проектировал и в дальнейшем стальную мебель; как и многие другие, он использовал и "подушки" для кресел, но в отличие от традиционной мягкой мебели его мебель была легкой и "прозрачной", соответствующей его новым просторным интерьерам. Образцы, созданные Мисом, и сегодня остаются современными и элегантными.

На выставке представлены также образцы мебели, делавшейся в Германии не только в Баухаузе, но почти повсеместно. "Баухауз-стиль" завоевал популярность и продолжает жить и сегодня, и так привычен для нас, что, казалось бы, и на выставку ходить незачем. Но все-таки смотреть ее очень интересно.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1265
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
806
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
565
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
801

Другие новости