Инженер тульского центра стандартизации Николай Трегубов не любит, когда его называют коллекционером и краеведом. Говорит, что все это расхожие штампы и высокие звания.
Вообще-то необычность, нестандартность свойственна многим собирателям старины, и увлечение Николая Трегубова подтверждает этот вывод, потому что он собирает заменители денег - металлические марки или жетоны - и изучает по ним историю Тульского края. Хотя Николай считает себя человеком замкнутым, о своей коллекции может увлеченно говорить часами.
Николай Трегубов - единственный и, пожалуй, один из самых глубоких знатоков истории тульского водопровода, которая началась еще в конце XIX века. Освящение и открытие тульского водопровода состоялось 2 января 1894 г., хотя впервые о необходимости его строительства городские власти заговорили еще в 1834 г., когда в результате большого пожара выгорели три четверти деревянных построек и почти весь императорский оружейный завод. Деньгами помогло правительство, проект устройства тульского водопровода разработал санкт-петербургский инженер-технолог М.Алтухов, а строить подрядилась известная в те времена фирма "Бр. Бромлей и Ко в Москве".
До этого горожане пользовались колодцами, что было чрезвычайно неудобно не только для тушения пожаров, но и с точки зрения санитарного состояния. Ведь в колодце общественного пользования после десяти-пятнадцати ведер вода становится похожа на мутную жидкость из грязной лужи.
Водозабор с паровой, а потом и электрической машиной находился прямо в черте города, а для раздачи воды в разных частях Тулы возвели семнадцать водоразборных будок (четыре из них сохранились и до наших дней). Вода выдавалась из водоразборных будок с трех сторон: в бочки для водовозов, в корыто для водопоя лошадей и в ведра и бидоны для горожан.
Для расчета за воду были выпущены в обращение водопроводные марки, металлические и бумажные. Чаще всего коллекционерам встречаются металлические заменители денег - небольшие, круглые и прямоугольные жетоны из латуни и цинка с коронованным гербом Тулы (скрещенные клинки с пушкой и молотками), а под ним аббревиатура Т.Г.В. - Тульский городской водопровод. Металлические марки были достоинством в 1, 5, 10, 30 и 40 ведер, а бумажные - одноведерные (водопойные и бесплатные) и сорокаведерные. Их покупали оптом в городской управе в присутственные дни.
Дореволюционные тарифы на воду были вполне приемлемы даже для бедняков - 1/10 копейки за ведро, хотя зажиточные туляки могли пользоваться услугами водовозов, доставлявших ее прямо на дом. Цена за ведро воды в этом случае вырастала уже до копейки.
Водопроводные марки, как и водоразборные будки, сохранились в Туле и после революции. Изменился их внешний вид. Герб Тулы в обрамлении ветвей увенчали не царской короной, а серпом и молотом, а по бокам надпись: Т.Г.К.Х. (Тульское городское коммунальное хозяйство). После метрической реформы 1924-1927 гг., когда жидкость стали мерить не ведрами, а литрами, на металлических водопроводных жетонах начали обозначать количество в литрах. К тому же марки выпускались с отверстием посередине. Их штамповали на Тульском патронном заводе.
Водопроводные марки выпускались в огромном количестве. В 1900 г. городская управа израсходовала на их изготовление 1200 руб. В тульском архиве Николай Трегубов отыскал справку об инвентаризации, проводимой на складе тульского водопровода в 1926 г., где хранилось свыше миллиона водопроводных жетонов.
"Марки привлекают меня тем, что они практически не изучены. Каждый жетон - это открытие, и в другой раз такого же и не встретишь. Поэтому с ними интересно работать. Коллекционеры не занимались изучением платежных марок до конца 60-х годов. В результате сводного каталога так и не появилось. Да это и невозможно. Слишком велика Россия, а заменителей денег у нас было очень много. В некоторых местах наличные деньги вообще не ходили. Ни в магазинах, ни в лавках, ни в трактирах звонкой монетой не расплачивались. Везде были купоны, марки, записки. А деньги ходили лишь в госучреждениях. Марки были трактирные и заводские, ресторанные и буфетов военных собраний, потребительских обществ и рабочих кооперативов. Они даже ходили в помещичьих имениях для расчетов с наемными работниками".
В коллекции Николая Трегубова помимо старинных есть множество современных заменителей денег различных городов - жетоны на поездку в метро, для телефонных автоматов и т.д. Многие из них сегодня исчезли так же неожиданно, как и появились - стали историей. Хранит и изучает эту историю для нас тульский собиратель и исследователь Николай Трегубов.
Тула