Первая неделя марта в Москве проходит под знаком антикварной ярмарки. Любители старины, а к таковым можно смело отнести почти все более-менее заметные персоны российского экономического, политического и культурного бомонда, в эти дни регулярно наведываются в Центральный Дом художника на Крымском Валу, - смотрят, прицениваются, а часто и покупают... Вот только VIP-приемы устроителям антикварных ярмарок - компании "Экспо-Парк" - традиционно не слишком удаются. Конечно, с точки зрения программы чаще всего они безупречны: полгода назад это было мероприятие, организованное совместно с московским Английским клубом, где был и камерный струнный оркестр, и вручение наград и дипломов; нынешний салон вообще был ознаменован присутствием культового Вячеслава Зайцева с его новой коллекцией, недавно побывавшей в Париже. Но тех, ради кого, собственно, и затевались "очень важные" приемы, - VIP-персон бывает удручающе мало. В основном зал заполняется журналистами и частью антикваров, оторвавшихся от своих стендов ради лицезрения экзотики в виде высоченных и худющих, очень эффектных, накрашенных 14-15-летних девиц, дефилирующих по импровизированному подиуму.
Ничего не буду говорить о коллекции Вячеслава Михайловича, поскольку ничего в этом и не понимаю. Скажу только, что Зайцев традиционно использовал здесь русские мотивы, что вполне корреспондировало с соседними витринами некоммерческого проекта "Светский выход" (дамский костюм и аксессуары из собрания Павловска и Останкино).
По моим наблюдениям, "випы", даже посещающие подобные приемы, предпочитают в отсутствие обычных посетителей сосредоточиться на экспозиции салона, обойти все стенды, посмотреть, прицениться и так далее (смотри выше...). Тем более что время есть: последний прием, состоявшийся в день открытия салона 3 марта, начался в 19.00, а продлился до 11 вечера.
О составе самого салона говорить уже приходилось. Самое большое впечатление производят размеры XIV ярмарки. На этот раз она заняла весь Центральный Дом художника, за исключением тех площадей, которые постоянно арендуются галереями, магазинами, кафе и проч., - все три этажа! На мой вопрос, куда будет расширяться салон в следующий раз (а явно число участников будет еще расти и расти, - только мои друзья и знакомые открыли и открывают в текущем месяце три новые галереи), директор "Экспо-Парка" Василий Бычков совершенно серьезно ответил: "Прорублю дверь в Третьяковку". Впрочем, в "новую Третьяковку" прорубать дверь не надо. Между ЦДХ и ГТГ на Крымском раньше был открытый переход. По словам Бычкова, он уже вел переговоры с соседями и договоренность о будущей совместной деятельности в принципе достигнута.
Яркая черта нынешней ярмарки - участие сразу пяти провинциальных российских галерей (три казанских, ижевская и пермская). Казанцы говорили о том, что им давно предлагали участвовать и они, дескать, сами не понимают, почему это не случилось раньше, пермяки же приезжают уже во второй раз и на мой прямой вопрос: "Значит, в прошлый раз вы отбили свои затраты на участие?", - отвечали, потупившись: "Ну, в общем..." (следует понимать, что отбили). Интересно, что цены регионалы держат значительно ниже московских и питерских.
Интересно выглядит и очередная новация Гелоса, который провел 4 марта аукцион с прямой трансляцией в залах салона. При этом желающие могли торговаться по телефону, находясь в ЦДХ. Несколько лотов действительно было куплено участниками из ЦДХ, хотя не обошлось без накладок со связью. В результате крымский холст Коровина "На террасе" (67х88), за который торговались кто-то в зале Гелоса и представитель галереи Арт-Дуэт в ЦДХ, сначала достался за 2 млн. руб. счастливому Арт-Дуэту, а позже, после возобновления розыгрыша, был перекуплен кем-то в Гелосе за 3,6 млн. руб. (около 120 тыс. долл.!). Что вызвало справедливое возмущение антикваров в ЦДХ.