Как ни хотелось бы втягиваться в презираемый в научных кругах спор о дефинициях (определениях), но для понимания предмета статьи приходится это сделать. В России 200 лет на разных орбитах сосуществуют два рода искусств. На высокой орбите - "правильное" искусство, на низшей орбите - бытовое народное искусство ("дешевое и хорошее" по народному выражению), или "кич", как его называют представители правильного искусства. Между искусствами где-то есть точки пересечения, взаимовлияния, полупризнания, но все же сторонники правильного искусства презирают низовое искусство. Еще Некрасов размечтался о мужике, который не "милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет". Правда, сейчас за лубок "Милорд Аглицкий" на антик-базаре можно получить больше, чем за первоиздание Некрасова.
Эта неудовлетворенная потребность народных масс в искусстве близком и понятном, душевном и приятном породила в первое послевоенное десятилетие такое необычное для того времени явление, как бесцензурная открытка. Эти открытки в выходных данных не имели слов "Главлит", "Крайлит", "Обллит" и т.д., то есть не проходили цензуру. Даже выходных данных не было - открытка была анонимной. Напомним, что в послевоенное время открытка была самым дешевым и доступным видом искусства.
История бесцензурной открытки началась в последние годы войны. На фронт из тыла шли героико-патриотические открытки с призывом: "Смерть немецким оккупантам!", а в тыл родственникам стали приходить открытки из трофейного имущества с рождественскими сценками, нежными любовными парами, шалунами-карапузами, букетами цветов и т.п. (Интересно отметить, что самые пошлые открытки были изготовлены во Франции.) Этот немецкий солдатский кич и стал фундаментом образов для отечественной народной и бесцензурной открытки.
После войны короткое время развивалась промысловая кооперация. Под вывесками артелей инвалидов на каждом московском рынке работали по паре фотографических заведений. В простейшем варианте на ограде или стене вывешивался задник с "лебединым озером". Перед ним ставился стул для клиента, сбоку находилась будка для проявления фотопластин и печати снимков, с другой самодельная витрина с образцами фотопродукции, на которой видное место отводилось народной открытке. На авансцене находилось рабочее место "пушкаря", так называли базарных фотографов. На треноге стоял деревянный, дореволюционный фотоаппарат "с птичкой". Так выглядела производственная база народных открыток. Кроме рынков, открытки продавали инвалиды и глухонемые в пригородных электричках. С началом притеснений кооперации производство открыток переместилось на южные курорты. На каждом городском пляже, в парках, на рынках работали пушкари-фотографы с тем же ассортиментом продукции, как на московских рынках.
Познакомимся детально с продукцией фотографов-умельцев. Для ознакомления воспользуемся схемой группировки открыток, которую применяют сейчас продавцы антикварных магазинов.
Перепечатки. На фото копировался забытый дореволюционный кич, живопись с эротическим уклоном, но большая часть перепечаток была копией трофейных открыток. Черно-белые открытки-копии часто раскрашивались и снабжались именами адресатов: Тане, Коле, Зине...
Открытки "на память" (мемориально-лирические). Эти открытки самые "творческие и оригинальные" среди фотопродукции анонимных авторов народной открытки. Их предназначение раскрывают тексты-обращения: "Ты меня любишь? / Люби меня, как я тебя, и будем верными друзьями. / О любви моей тихой и скромной, милый друг, навеки помни. / Как хорошо быть вместе (между влюбленной парой лошадиная голова, а вокруг цветы)". По стилю тексты были близки к дарственным надписям на обороте фотографий: "Смотри на копию - не забывай оригинал. / Вместо марки - поцелуй жаркий. / Шути любя, но не люби шутя".
По технологии изготовления это были постановочные фотографии или монтаж фигур из трофейных открыток. Цветочно-вещественное оформление было творческим.
Киноактеры, сцены из трофейных фильмов. Зритель захотел иметь фото своих новых любимцев - рынок ответил. По фото, переснятых с довоенных немецких открыток, можно узнать привязанности зрителей 1946-1953 гг. Из кинофильмов это: "Тарзан", "Индийская гробница", "Мост Ватерлоо", все фильмы с Диной Дурбин. Из актеров: Джонни Вейсмюллер, Вивьен Ли, Роберт Тейлор, Дина Дурбин, Марика Рокк. Наше ноу-хау заключалось в съемке эпизодов прямо с экрана. Такого, вероятно, нигде не было и теперь уже не будет. Театральными сценами и актерами умельцы не интересовались.
Поздравительные открытки: "С новым годом! / С днем рождения! / Желаем счастья! / Поздравляю!" Очень мало поздравительных открыток майских, октябрьских, с 8 Марта. Их можно было купить на ближайшей почте.
Детские. Упитанные здоровячки трогательно увлечены детскими играми или комически подражают взрослым занятиям. На перепечатках немецких открыток подписаны русские тексты: "Ну и помидоры выросли у Доры" и т.п. Если изображения нарисованы умельцами - типажи детей взяты с немецких открыток.
Юмористические. Веселые сценки, карикатуры, шаржи. Участники - люди, очеловеченные зверушки и обязательный шутливый текст. Расхлябанный мужчина обнимает фонарный столб и подпись: "Дорогая моя женушка! Я немного выпимши!"
Флора, фауна. Неизменные и традиционные фото цветов, животных. Симпатичные собачки, кошечки, птички играют с бытовой техникой (телефоны, фотоаппараты, патефоны), книгами, клубками ниток и т.п. Цветы и букеты отличаются ядовитой раскраской.
Виды курортов. Вполне традиционные открытки. На них веером или пасьянсом размещались мини-фото достопримечательностей Кавминвод, ЮБК, Черноморского побережья Кавказа с надписью-шапкой или в центре: "Привет из Крыма, с Кавказа (Ялты, Пятигорска, Сочи, Гагр и т.п.)". Часто дописывалось бронзовой краской имя адресата: Юле, Нине и т.д.
Надо заметить, что большая часть открыток "Флора и фауна", "Виды курортов" имеют выходные данные с названиями артелей инвалидов, промкооперации. Можно предположить, что это была их легальная продукция, а остальное - "левый товар".
В середине 1950-х гг. начался поход против безвкусицы, пошлости и мещанства на южном открыточном фронте. Фельетоны о народных открытках в "Литературной газете" и "Советской культуре" заканчивались старым кличем либералов "Доколе? Куда смотрит правительство?". Правительство и цензура смотрели куда-то в другую сторону, и курортники продолжали посылать в письмах и привозить домой осужденную открытку. Но наша народная интеллигенция все-таки "достала" правительство. Приближался 4-й Фестиваль демократической молодежи и студентов в Москве 1957 года. Пресса забила тревогу: "Посмотрите на наши ужасные открытки! Подумайте, какие сувениры увезут из Москвы гости фестиваля? Что скажет заграница?" Постепенно качество цензурованной открытки улучшилось - появилась цветная добротная полиграфия, разнообразнее стала тематика. Облагороженная профессиональными художниками тематика и образы кича плавно перешли на подзаконную открытку стоимостью 20 копеек (в ценах до 1961 г.). Бесцензурная открытка стоимостью от 1 руб. 50 коп. (в ценах до 1961 г.) была раздавлена рыночными механизмами. К 1962 г. ее производство прекратилось.
Сейчас бесцензурная открытка доживает свой век в семейных альбомах 1950-х гг. Непонятно, куда же отнести ее в обширном перечне предметов коллекционирования. Оригинальностью она не отличается - слишком явно "немецкое засилье". Считать ли ее окаменелостью эпохи дефицита красивой жизни, произведением субкультуры или же памятником народного вольнодумства? На наш взгляд - сейчас ей лучшее место на развлекательном сайте в интернете.