Эта экспозиция точно не состоялась бы, если бы в ней не приняли самого активного участия коллекционеры, авторы произведений или же их наследники. Дело в том, что она - не о главном, не о насущном или магистральном, а как бы о второстепенном - об отдыхе у воды, на берегу моря, пруда иль речки... Там художники, что называется, расслаблялись и живописали по велению души детей, купальщиц, пену прибоя, игру облаков... Рисовали, как правило, для себя, для семейного альбома.
Вот почему здесь соседствуют как известные мастера, так и позабытые или еще неизвестные художники: ведь все не прочь поваляться на бережку в жаркий летний день. Поэтому же на эту выставку попали как работы музейного уровня - из Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковской галереи, Вологодской и Тверской картинных галерей, из Ярославского художественного музея и других столичных и региональных музеев, так и произведения из частных коллекций и семейных альбомов.
Тут есть все: жанр, пейзаж, портрет, впрочем, как правило, одновременно. Но, быть может, самое интересное в том, что эта экспозиция показывает нам, как в течение целого столетия менялся сам процесс "отдыха у воды". Мы видим радостных (а каким еще можно быть на отдыхе?) людей в целомудренных купальных костюмах на пляжах начала века. Видим играющих, загорающих, смеющихся - в профсоюзных санаториях и в домах творчества писателей и художников... Любопытно сегодня наблюдать контрасты в изображениях наших прабабушек, дедушек, отцов и детей: меняются наряды, манеры, даже сама пластика нежащихся под солнышком фигур.
Выставка "На солнечном пляже в июне..." входит в проект галереи "Ковчег", обратившейся к сюжетам, постоянно присутствовавшим в российском изобразительном искусстве прошедшего века. Таковы были экспозиции "Память неба" (все о пище и еде), "Акварель и время" (акварельная лирика в разные моменты жизни страны), "Сто лет с огоньком" (курение и курильщики как объект изображения). К той же серии, исследующей так называемые обиняки ХХ века, относится и нынешняя выставка, материалы для которой собирались около года. В экспозицию вошло около ста пятидесяти работ, и сотрудники галереи сожалеют, что не хватило места для всех.
Среди экспонатов есть виды курортных мест, ставших для нескольких поколений наших соотечественников знаковыми, - Гурзуф, Паланга, Коктебель... Именно они внесли в экспозицию ностальгическую нотку, сразу же сделав ее в настоящем проекте самой лирической: для одних это воспоминания о молодости, для других - история родины...
Собранные вместе эти работы напоминают нам о ценностях вечных - о мирном небе, о тихих буднях, о семейных радостях, о человеческом счастье.