Сколько существует мир, столько существуют и куклы, а потому по дошедшим до наших дней образцам можно проследить за историей всех цивилизаций.
Отдаленное подобие современных кукол находили в гробницах времен Древнего Египта и Вавилона. Позже, во времена Римской империи, разодетые глиняные куклы помимо развлекательной уже выполняли и просветительскую функцию, неся в массы новое представление о моде. Наверное, поэтому выражение "разодета как кукла" в былые времена не звучало как ирония, ведь куклы заменяли тогда нынешние журналы мод.
В наши дни коллекционирование кукол стало особенно популярным. Сегодня великолепные игрушки украшают лучшие музеи мира, а коллекционеров кукол стало не меньше, чем филателистов.
Страсть к собирательству кукол постепенно докатилась и до России, где обладателем одной из самых интересных коллекций сейчас является ростовчанка Татьяна Бунь. Коллекционированием она начала заниматься совершенно случайно около 15 лет назад. Все это время Татьяна Бунь не просто собирает и реставрирует кукол, но и создает собственные творения, вкладывая в них всю свою душу. Сама разработала состав фарфора - основной "кукольный материал", создает внешний облик, моделирует и шьет наряды для кукол и даже делает для них парики. Сегодня в ее коллекции несколько сот экземпляров - авторские работы, или так называемые фарфоровые "новоделы", антикварные куклы из фарфора, куклы из папье-маше, целлулоида и пластмассы.
Хранить их приходится у знакомых, поскольку в небольшой квартире Татьяны просто не хватает места. Да что там квартира! Даже в Ростовском краеведческом музее комната, отведенная под выставку, не смогла вместить всю ее уникальную коллекцию. Недавно у Татьяны сбылась мечта - у нее появилась своя маленькая мастерская, где теперь она может создавать образы светских дам, свадебных парочек, печальных Пьеро и особо любимых Татьяной ангелов. В коллекции немало тематических серий, каждая из которых необычайно красива и самобытна: "Прекрасные дамы", "Ангел", "Муза". Можно сказать, что коллекция Татьяны Бунь представляет историю игрушки последнего столетия.
Первую свою куклу Татьяна нашла на помойке. Затем были еще сотни других персонажей, и практически с каждым из них была связана своя отдельная и нередко увлекательная история. Например, куклу Анну в голодные послереволюционные годы один ростовский пекарь выменял на буханку черного хлеба у дворянской семьи и подарил своей 3-летней дочке. Кукла Лиза помнит прикосновения самого Немировича-Данченко. Его модистка в 20-х годах приехала в Ростов и подарила своей племяннице игрушку, с которой раньше забавлялись дети великого режиссера. Интересна судьба Негритенка, которого в 1945 г. на одной из руин разрушенного Берлина нашел русский солдат и привез этот трофей в подарок дочери.
А куклу Лену выменяли в блокадном Ленинграде за пайку шоколада. Пупс Валечка долгие годы был утешением одинокой женщины, потерявшей при родах ребенка. Кукла Юрочка была приобретена 12 апреля 1961 года и потому была названа по имени первого космонавта.
В первые годы советской власти куклы были запрещены как буржуазный пережиток, однако уже в годы НЭПа они вернулись. В небогатых семьях покупали только кукольные головки, остальные части тела шили сами. Именно такая тряпичная кукла с модным тогда именем Октябрина "живет" у Татьяны.
Гораздо старше француженка Галка, которую Татьяна получила несколько лет назад в разобранном виде, а сегодня это уже прекрасное и утонченное создание в одеяниях, отражающих особенности костюма XIX века.
Уже повидавшие виды куклы и новые творения Татьяны Бунь неоднократно совершали путешествия по разным странам мира и российским городам. Везде коллекцию ждал успех и огромный интерес. Непременным атрибутом всех выставок является кукольный быт: игрушечная мебель и посуда разных эпох - точные копии настоящих, только выполненные в миниатюре.
Сегодня Татьяна Бунь готовится к очередной выставке, которая скоро должна открыться в Ростовском краеведческом музее. Кстати, именно здесь впервые были выставлены ее работы. "Я больше всего волнуюсь, когда представляю коллекцию своих кукол в родном городе, - говорит Татьяна. - Это как экзамен, приходят родственники, друзья, знакомые. Страшно переживаю: понравится ли им? Ведь только на выставках можешь получить объективную оценку своего творчества".
Однако трудно представить, что такие разные куклы из коллекции Татьяны могут кому-то не понравиться - будь то ровесницы прошлого века либо безупречно красивые фарфоровые дамы, продолжающие усилиями Татьяны Бунь историю сотворения кукол.