0
3394
Газета Коллекция Интернет-версия

29.11.2002 00:00:00

Фотографии, которые не горят

Тэги: фото, хлебников


Жизнь и творческая судьба фотографа Александра Владимировича Хлебникова наглядно демонстрируют, как отдельная личность смогла сохранить себя, свою честь и достоинство в стране диктатуры пролетариата. Он "спрятался" в области узкого раздела фотографического искусства - прикладной фотографии. Благодаря виртуозной технике печати и съемки Хлебников получил признание и известность среди узкого круга профессионалов, искусствоведов и музейных работников

Российская реклама на рубеже XIX-XX веков только начинала развиваться и была весьма архаична. Серебряный век, пережитый нашей рекламой во времена НЭПа, - один из мифов, который давно развенчан. На самом деле то, что Родченко и Маяковский подрабатывали в рекламе, никак не связано с той малозаметной ролью, которую играла рекламная отрасль в экономике нэповского СССР.

Однако мы не можем не отметить такого явления, как советская внешнеторговая реклама, которая должна была быть volens-nolens на уровне мировой продукции того времени.

Внешторг СССР возник в начале 20-х годов, а в 1922 году было создано издательство Внешторга, которое стало издавать техническую документацию и рекламную продукцию для торговли СССР с западным миром. К сожалению, мы только сейчас начинаем открывать для себя творчество многих замечательных художников, дизайнеров, фотографов, начавших свой творческий путь в конце 20-х годов и работавших во Внешторгиздате.

Александр Владимирович Хлебников - один из таких мастеров, имя которого только сейчас начинает полноценно входить в историю российского фотографического искусства.

Родился он в 1897 году в городе Новочеркасске. Окончил гимназию. Начало фотографической деятельности совпало с поступлением в 1925 году на операторское отделение кинокурсов им. Чайковского. С 1926 г. работал в фотокабинете Государственной академии художественных наук под руководством Б.Подлузского. Последний вел серьезную борьбу с пренебрежительным отношением к прикладной фотографии, требуя высокого качества репродукционной техники. Влияние Подлузского заставило Хлебникова углубленно заняться этой областью фотографии. Уже в 1927 году работы, сделанные Хлебниковым в Государственном историческом музее, премируются наградой I степени на выставке "Советская фотография за 10 лет" (1928 г.) как "образцы первоклассной репродукционной техники". Дальнейшая работа в Государственном историческом музее ставит перед мастером на очередь ряд вопросов не только технического, но и исследовательского порядка.

"Работы А.В. Хлебникова в области репродукционной, прикладной и исследовательской фотографии составили ему заслуженную славу одного из лучших мастеров этой области в СССР. Огромная художественная культура, тонкое мастерство его техники, необычайное воспроизведение фактуры "объекта", передача цветовой гаммы, тончайшего и мельчайшего рисунка, выявление сложными приемами репродукции поблекших деталей старинных произведений искусства до полного блеска их реставрации в фотографии сделали А.В. Хлебникова большим мастером, сочетающим в репродукционном деле художника с пытливым научным исследователем. Своими зачастую им самим открытыми способами фиксации сложнейших художественных объектов он много содействовал утверждению фотографии как эффектного способа научного исследования в музейной фотографии, одновременно давая свои репродукции как законченные и художественно выполненные произведения. Его репродукции доставляют не только художественное наслаждение, но по характеру их выполнения и передачи знатоки музейного дела определяют наслоения эпох, даты и методы реставрации, воспроизведенные А.В. Хлебниковым", - так восхищенно писали о его творчестве коллеги-фотографы.

Именно по инициативе мастера после 1-го музейного съезда на Высших музейных курсах и для аспирантуры Музея Революции СССР был введен обязательный курс "Фотография в музейном деле". Этот курс Хлебников вел с 1931 года.

К довоенным годам относится зарождение творческого сотрудничества и дружбы между Хлебниковым, Александром Родченко и Варварой Степановой, продлившихся затем долгие годы.

Период оттепели изменил жизнь Мастера, глоток свободы пробудил в художнике интерес к общественной работе, и он организовал совместно с Г.Сошальским в 1960-е годы фотографический клуб "Новатор", которым руководил почти до самой смерти, обучая любителей фотографии азам и секретам мастерства.

Великие мастера эпохи Итальянского Возрождения очень часто работали на заказ, выполняя "прикладные" задачи. И их "прикладные" творения пережили века и народы, потому что творческая мысль и эмоциональное чувство художника не стеснялось согражданами, мастера творили не просто на заказ, отображая действительность, они своим творчеством пытались осмыслить эту действительность и изменить ее.

С другой стороны, возьмем икону и ее изначальную миссию в храме: передать верующему, зачастую неграмотному человеку основную суть вероучения, объяснить обряд, наставить его на путь истинный.

В первом и во втором случае есть нечто объединяющее - творцы говорят со своими современниками при помощи знаков-символов, передавая последним суть мысли, эмоции, мироощущения.

В фотографиях Александра Хлебникова мы неожиданно встречаем такое же преобразующее отношение к миру. В своих работах мастер стремится передать суть вещей и предметов. Для фотографа важен объект не сам по себе, как бы технически ни была сложна, а значит, интересна его съемка, но его бытование в мире людей, отношений и предметов. Его фотографический язык лаконичен и строг, в композициях, выстраиваемых художником, отсутствуют лишние детали, внимание зрителя концентрируется на объекте, представляемом художником, а сам объект превращается в знак, в символ, текст, за которым читается существующий и преобразованный мир.

Реклама для Александра Хлебникова - не просто возможность очередного дополнительного заработка, а каждый раз философская, художественная проблема, проблема, которая возникает перед выдающимися мастерами эпохи возрождения, перед известными и неизвестными иконописцами, перед Творцом.

Одна из самых его известных фотографий - "Хлеб". Фотограф выбрал жанр натюрморта. В построении композиции он использует надрезанную буханку, салфетку, нож, поднос и три куска отрезанного хлеба. Все элементы композиции связаны между собой единым смысловым рядом. Несмотря на физическое отсутствие человека, для которого это все предназначается, мы чувствуем его присутствие - хлеб порезан и разложен, еще минута - и начнется трапеза. Съемка снизу вверх создает перспективу и объем. Расположение предметов заставляет сосредоточить внимание на надрезанной части хлеба.

Разнообразны художественные и технические средства, которые использует мастер для решения своих задач, это не только традиционные способы печати, но и фотограмма и фотомонтаж, ставящие Александра Хлебникова в один ряд с такими выдающимися художниками, как Лазарь Лисицкий, Александр Родченко, и другими великими современниками.

Выставка фотохудожника открывается сегодня в галерее "Артколлегия" и продлится до 11 декабря. Судьба Мастера, его творчество, "фотографии, которые не горят", возвращаются полноценно в историю российского и мирового фотографического искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1665
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3610
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2665
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2171

Другие новости