Жизнь и творческая судьба фотографа Александра Владимировича Хлебникова наглядно демонстрируют, как отдельная личность смогла сохранить себя, свою честь и достоинство в стране диктатуры пролетариата. Он "спрятался" в области узкого раздела фотографического искусства - прикладной фотографии. Благодаря виртуозной технике печати и съемки Хлебников получил признание и известность среди узкого круга профессионалов, искусствоведов и музейных работников
Российская реклама на рубеже XIX-XX веков только начинала развиваться и была весьма архаична. Серебряный век, пережитый нашей рекламой во времена НЭПа, - один из мифов, который давно развенчан. На самом деле то, что Родченко и Маяковский подрабатывали в рекламе, никак не связано с той малозаметной ролью, которую играла рекламная отрасль в экономике нэповского СССР.
Однако мы не можем не отметить такого явления, как советская внешнеторговая реклама, которая должна была быть volens-nolens на уровне мировой продукции того времени.
Внешторг СССР возник в начале 20-х годов, а в 1922 году было создано издательство Внешторга, которое стало издавать техническую документацию и рекламную продукцию для торговли СССР с западным миром. К сожалению, мы только сейчас начинаем открывать для себя творчество многих замечательных художников, дизайнеров, фотографов, начавших свой творческий путь в конце 20-х годов и работавших во Внешторгиздате.
Александр Владимирович Хлебников - один из таких мастеров, имя которого только сейчас начинает полноценно входить в историю российского фотографического искусства.
Родился он в 1897 году в городе Новочеркасске. Окончил гимназию. Начало фотографической деятельности совпало с поступлением в 1925 году на операторское отделение кинокурсов им. Чайковского. С 1926 г. работал в фотокабинете Государственной академии художественных наук под руководством Б.Подлузского. Последний вел серьезную борьбу с пренебрежительным отношением к прикладной фотографии, требуя высокого качества репродукционной техники. Влияние Подлузского заставило Хлебникова углубленно заняться этой областью фотографии. Уже в 1927 году работы, сделанные Хлебниковым в Государственном историческом музее, премируются наградой I степени на выставке "Советская фотография за 10 лет" (1928 г.) как "образцы первоклассной репродукционной техники". Дальнейшая работа в Государственном историческом музее ставит перед мастером на очередь ряд вопросов не только технического, но и исследовательского порядка.
"Работы А.В. Хлебникова в области репродукционной, прикладной и исследовательской фотографии составили ему заслуженную славу одного из лучших мастеров этой области в СССР. Огромная художественная культура, тонкое мастерство его техники, необычайное воспроизведение фактуры "объекта", передача цветовой гаммы, тончайшего и мельчайшего рисунка, выявление сложными приемами репродукции поблекших деталей старинных произведений искусства до полного блеска их реставрации в фотографии сделали А.В. Хлебникова большим мастером, сочетающим в репродукционном деле художника с пытливым научным исследователем. Своими зачастую им самим открытыми способами фиксации сложнейших художественных объектов он много содействовал утверждению фотографии как эффектного способа научного исследования в музейной фотографии, одновременно давая свои репродукции как законченные и художественно выполненные произведения. Его репродукции доставляют не только художественное наслаждение, но по характеру их выполнения и передачи знатоки музейного дела определяют наслоения эпох, даты и методы реставрации, воспроизведенные А.В. Хлебниковым", - так восхищенно писали о его творчестве коллеги-фотографы.
Именно по инициативе мастера после 1-го музейного съезда на Высших музейных курсах и для аспирантуры Музея Революции СССР был введен обязательный курс "Фотография в музейном деле". Этот курс Хлебников вел с 1931 года.
К довоенным годам относится зарождение творческого сотрудничества и дружбы между Хлебниковым, Александром Родченко и Варварой Степановой, продлившихся затем долгие годы.
Период оттепели изменил жизнь Мастера, глоток свободы пробудил в художнике интерес к общественной работе, и он организовал совместно с Г.Сошальским в 1960-е годы фотографический клуб "Новатор", которым руководил почти до самой смерти, обучая любителей фотографии азам и секретам мастерства.
Великие мастера эпохи Итальянского Возрождения очень часто работали на заказ, выполняя "прикладные" задачи. И их "прикладные" творения пережили века и народы, потому что творческая мысль и эмоциональное чувство художника не стеснялось согражданами, мастера творили не просто на заказ, отображая действительность, они своим творчеством пытались осмыслить эту действительность и изменить ее.
С другой стороны, возьмем икону и ее изначальную миссию в храме: передать верующему, зачастую неграмотному человеку основную суть вероучения, объяснить обряд, наставить его на путь истинный.
В первом и во втором случае есть нечто объединяющее - творцы говорят со своими современниками при помощи знаков-символов, передавая последним суть мысли, эмоции, мироощущения.
В фотографиях Александра Хлебникова мы неожиданно встречаем такое же преобразующее отношение к миру. В своих работах мастер стремится передать суть вещей и предметов. Для фотографа важен объект не сам по себе, как бы технически ни была сложна, а значит, интересна его съемка, но его бытование в мире людей, отношений и предметов. Его фотографический язык лаконичен и строг, в композициях, выстраиваемых художником, отсутствуют лишние детали, внимание зрителя концентрируется на объекте, представляемом художником, а сам объект превращается в знак, в символ, текст, за которым читается существующий и преобразованный мир.
Реклама для Александра Хлебникова - не просто возможность очередного дополнительного заработка, а каждый раз философская, художественная проблема, проблема, которая возникает перед выдающимися мастерами эпохи возрождения, перед известными и неизвестными иконописцами, перед Творцом.
Одна из самых его известных фотографий - "Хлеб". Фотограф выбрал жанр натюрморта. В построении композиции он использует надрезанную буханку, салфетку, нож, поднос и три куска отрезанного хлеба. Все элементы композиции связаны между собой единым смысловым рядом. Несмотря на физическое отсутствие человека, для которого это все предназначается, мы чувствуем его присутствие - хлеб порезан и разложен, еще минута - и начнется трапеза. Съемка снизу вверх создает перспективу и объем. Расположение предметов заставляет сосредоточить внимание на надрезанной части хлеба.
Разнообразны художественные и технические средства, которые использует мастер для решения своих задач, это не только традиционные способы печати, но и фотограмма и фотомонтаж, ставящие Александра Хлебникова в один ряд с такими выдающимися художниками, как Лазарь Лисицкий, Александр Родченко, и другими великими современниками.
Выставка фотохудожника открывается сегодня в галерее "Артколлегия" и продлится до 11 декабря. Судьба Мастера, его творчество, "фотографии, которые не горят", возвращаются полноценно в историю российского и мирового фотографического искусства.