Коллекция графики XVIII - начала XX века в Третьяковской галерее насчитывает свыше 40 тысяч единиц хранения. Открытая здесь недавно выставка "Новая жизнь рисунков старых мастеров" демонстрирует чуть более 150 произведений. Это рисунки различными карандашами, сангиной, углем, а также акварели, гуаши, пастели и темперы. Много работ смешанной техники. И все они как бы объединены повышенной сложностью с точки зрения методов реставрации - потому что эта экспозиция своего рода творческий отчет отдела научной реставрации графики за 40 лет его существования в Третьяковской галерее.
Графика - искусство хрупкое. Графические произведения более других подвержены внешним воздействиям. Бумага, картон, пергамент, шелк и прочее. Материалы, являющиеся их основой, подвергаются не только естественному старению, но разрушаются даже при обычных колебаниях света, температуры, влажности. К утратам может привести и неквалифицированная реставрация, работа непригодными клеями, подклейка разрывов низкосортными бумагами, употребление клейких лент.
Само слово "реставрация" происходит от латинского "restauratio" - восстановление; в изобразительном искусстве - восстановление ветшающих или поврежденных художественных произведений научным методом, с целью восстановить их с максимальной точностью и сделать более долговечными. Реставрация графики, о которой речь, - это и устранение водных затеков, пятен разноцветной плесени, пыли, копоти, жира, воска, чернил, а также механических разрывов, сломов, смятостей и тому подобных утрат. При этом, возвращая произведению его первозданный вид, реставратор обязан вовремя остановиться, ничего не добавить, сохранить патину времени. Вот почему девиз реставратора, как и врача, - не навреди! В наше же время, когда появилась масса новых материалов и среди них материалов нетрадиционных, например синтетических, которые еще нуждаются в долгосрочной, тщательной проверке временем, результат применения которых может проявиться еще только через десятилетия, в такое время от реставраторов требуются особая осторожность, тщательность и скрупулезность. Если точнее - особое чувство времени, умение почувствовать эпоху, может быть, даже виртуально переместиться в душу художника, чей лист или картон проходит необходимый ему "курс лечения".
Именно такие реставраторы трудятся в научно-реставрационной мастерской графики XVIII - начала XX века Третьяковской галереи. И на открывшейся выставке можно увидеть не только работы старых мастеров, но и как бы сам процесс их реставрации - тексты и фотографии. Это интересно и специалистам, и зрителям, у которых, что называется, на глазах возрождаются, к примеру, картоны Александра Иванова "Лаокоон" и "Боргезский боец" (реставратор Е.Дивова).
Подобная выставка устраивается в стенах Третьяковской галереи впервые. Ее действительно интересно посмотреть - собравшую вместе имена художников разных веков, уникальную по разнообразию художественных техник, знакомящую нас с особыми качествами реставраторов - их необычайной аккуратностью, пунктуальностью, феноменальной терпеливостью, с их здоровым консерватизмом, с их умением предвидеть результат реставрационного процесса и безусловной находчивостью в экстремальных ситуациях. Именно об этом свидетельствуют представленные рядом с фотодокументами, фиксирующими состояние рисунков до реставрации, краткие выдержки из реставрационных паспортов.
Работать выставка будет почти полгода - до марта следующего года.