Коллекционирование материальных образцов старой моды (проще говоря, старинной одежды) - занятие хлопотное, пыльное и даже вредное для здоровья. Хлопотное, потому что требуется много емкостей для хранения, большое помещение для чемоданов, коробок, шкафов, стеллажей. Приходится часто ремонтировать, проветривать, перекладывать вещи. Пыльное в прямом смысле и, кроме того, необходимо примириться с запахами тления и нафталина. Вредное для здоровья близких из-за угрозы моли и аллергии.
Существует другой, всем доступный и экономичный способ коллекционирования старой моды - собирать по первоисточникам (первоизданиям) образы ушедшей моды, запечатленные на бумажной основе: фотографии, открытки, периодика, документы, книги. Так сложилось исторически, что коллекционирование, по преимуществу, мужское занятие, но тема истории моды в бумажном варианте, как нам кажется, способна вовлечь в сообщество коллекционеров наших женщин. Предлагаем взглянуть на структуру такой возможной коллекции на примере гражданской одежды в стиле модерн начала XX века. Пользуясь схемой, можно собрать представительную коллекцию и за умеренную плату.
Подбор материалов стоит начать с иллюстрации отношений моды и господствующего в начале века стиля модерн или иначе, как модная тогда одежда вписывалась в социальную среду той эпохи. Попытаемся понять, кто и что считалось в то время красивым. Лучше всего об этом расскажут фотооткрытки тех лет.
В начале XX столетия в писчебумажных магазинах и табачных лавках продавались фотооткрытки первых европейских красавиц: француженок Клеод де Мерод, Отеро, итальянок Марии и Лины Кавальери, испанки Гвереро... Из кинодив Европы первых лет кинематографа продавали фото немки Женни Портен, итальянки Франчески Бертини и датского киноактера с американским псевдонимом Рой Гаррисон. И в наше время в пачках продаваемых открыток вам попадутся образы тогдашних кумиров.
Наши красавицы-актрисы в те годы ни в чем не уступали "заграничным": комедийная актриса МХТ О.Гзовская, королева экрана Вера Холодная, актрисы русского, а затем французского кино Наталья Лисенко, Наталья Кованько, балерины Вера Коралли, Балашова, исполнительница модного танго Эльза Крюгер... Им под стать были "герои-любовники-неврастенники" (было такое амплуа): Владимир Максимов, виртуозно носивший фрак, Витольд Полонский, Иван Мозжухин, А.Фрелих и др. По ним можно представить образы эпохи, эталоны привлекательности и красоты. Теперь эти "образы" стоят от 10 рублей за штуку.
Фотооткрытки типа "головки" (по классификации товароведов открыток) дополнят представления о модной женской красоте модерна, а заодно об успехах парикмахерского искусства начала прошлого века. Закрыть тему "образы модной женской красоты" смогут так называемые "эротические" фотооткрытки сдобных и приземистых голышек, непохожих на удлиненных и костлявых супермоделей в современных журналах.
Фотооткрытки актеров театра и кинематографа - самый богатый источник образов по истории моды. На них представлена во всей уникальной сложности нарядная вечерняя одежда для приема, бала, салона. Помимо естественного желания актеров быть в центре внимания и поклонения была и профессиональная причина иметь модный гардероб. По условиям ангажемента антрепренер снабжал актеров "историческими костюмами", а для современных пьес актриса (актер) должна была иметь "собственный гардероб". Положение участника салонных и "светских" пьес обязывало иметь модную одежду. На фотооткрытках, которые были обязательными для саморекламы, фотографировались "в самом лучшем виде и одетые по самой последней моде".
Бытовая студийная фотография также является серьезным источником знаний по истории моды. До 1917 г. около 3000 фотографических заведений по всей России успели запечатлеть для потомков все слои городского и - отчасти - сельского населения страны. По историческим причинам фото аристократов редко попадаются в рыночном обороте. В качестве иллюстраций истории моды они не представляют интереса, так как аристократическое общество признавало в одежде сдержанность и строгость. Яркая и эффектная одежда считалась принадлежностью актрис, кокоток и купчих. Бытовые фото интеллигенции, мещанства и купечества хорошо представлены в коробках магазинов, еще торгующих старой книгой.
Отношение к этому фотобогатству на антик-рынке пренебрежительное, хотя цены растут. В середине 80-х гг. прошлого века фото типа "кабинет-портрет" продавали по 60 копеек, "визит-портрет" за 30 копеек, "открытку" за 10-15 копеек, в Ленинграде соответственно 1 рубль, 50 копеек, 20 копеек. Сейчас "кабинет-портрет" стоит 40-60 руб., "визит-портрет" 10-15 руб., "открытка" 5-10 руб.
Семейная любительская фотография позволит заглянуть за стены жилища и увидеть как одевались в домашней обстановке. В начале XX века каждая образованная семья, где были "гимназисты-студенты-инженеры", имела своего домашнего фотографа-любителя, который снимал родственников, соседей, прислугу, застолья, пикники, пейзажи и т.п. Занятно, что домашней одежды как таковой не было. Гимназисты и студенты носили форменные тужурки, штатские мужчины - пиджачные пары, женщины - "прозодежду" - кофты и юбки, девушки и прислуга, дополнительно - фартуки. Любительские фото тех лет нередки на антик-рынке, стоят дешево, но из-за плохого спроса часто не принимаются на реализацию.
Одежду для городской улицы и курорта можно разглядеть на открытках с видами российских городов. Изредка уличные сцены и уличная толпа попадали на фотооткрытки. Хорошо просматриваются обязательные части женского туалета для улицы: жакет, шляпа, зонтик, сумочка-ридикюль, перчатки.
Журналы мод начала века встречаются крайне редко. Журналы были привозные - из Парижа, Вены, Берлина, их тираж колебался от 1500 до 3000 экземпляров. Они были рабочим инструментом портных и поэтому дошли до нас в ужасном состоянии - без обложек, с засаленными, замызганными, часто выдранными страницами. Вся женская Россия шила и одевалась по выкройкам в приложениях к журналам "Нива", "Родина" и др. Сейчас эти выкройки стоят по 20-30 руб. Кроме того, в каждом "семейном журнале" был раздел или приложение типа "Новейшие парижские моды", "Новинки сезона". Стоит ли собирать эти материалы - решайте сами.
Из книжной продукции на полках магазинов можно найти брошюры-руководства для дам по кройке и шитью (в основном на примерах нижнего белья для всей семьи) и даже толстые книги на иностранных языках на ту же тему. Изредка встречаются иллюстрированные каталоги модных магазинов и лавок. Причуды моды всегда были мишенью карикатур в журналах и на открытках. Чаще объектом карикатур были шляпы-корзины, турнюры, корсеты, юбки-шантеклер и т.п.
Семейные документы, касающиеся одежды: дневниковые записи о расходах на гардероб, описи приданного, имущества, счета за покупку платья, свидетельства об окончании бесчисленных курсов кройки и шитья, самодельные альбомы и пачки калек с выкроек, - выглядят незрелищными и вряд ли воодушевят коллекционеров, но они по своему любопытны. Прочтем пример дневниковой записи небогатой дамы: "В 1911 г. лиловое поплиновое платье стоило: материя 14 р. 85 к., шелковая подкладка для лифа 2 р. 90 к., гипюр 1 р. 75 к., 1/2 арш. кружева 1 р. 98 к., отделка блестящая 6 р. 90 к., работа 18 р., приклад портнихи 2 р. 60 к., итого 48 р. 98 к.".
Современные книги по истории моды послужат вам справочным материалом при формировании коллекции. До 1980-х гг. книги по конструированию и моделированию одежды открывались трехстраничным экскурсом в историю костюма. Для театральных художников издавались брошюры и руководства по историческому костюму, и, наконец, вышел в 5 томах альбом "Русский костюм". Теперь на полках магазинов можно найти многотомную "Историю костюма" М.Мерцаловой, однотомную "Историю костюма" Ф.Комисаржевского и много переводных книг. Есть даже зарубежные альбомы "Шляпы", "Обувь" по разным эпохам и стилям. Для глубокого освоения темы стоит познакомиться с большими собраниями журналов и книг по истории костюма в РГБ (Ленинка), РГБ по искусству (быв. Театральная).
До настоящего времени в России нет общедоступного музея моды, хотя образцы старинной одежды есть в каждом историческом и мемориальном музее. Заманчивая идея - на базе коллекций "бумажной моды" открывать виртуальные музеи моды России. Это были бы подлинно народные музеи, которые можно было бы развивать и расширять в любых направлениях. К ним бы не заросла народная тропа в интернете.