Начинается эта экспозиция с талончиков ценой три копейки - за проезд на трамвае, четыре копейки - на троллейбусе и пять копеек - за автобусный проезд. Это были последние экземпляры - ведь страна уже переходила на пятикопеечную оплату на всех видах транспорта.
Тогда и появилась у Павла Ротаря, историка по образованию, идея собирать эти реликвии необъятной тогда еще страны. Вот примеры тогдашнего взаимодействия частей Советского Союза: квиточек на проезд в муниципальном транспорте столицы Советской Литвы города Вильнюса, отпечатанный в Ровненской областной типографии на Украине. Но и это не рекорд: талончик из казахстанского Усть-Каменогорска отпечатан в украинском Каменец-Подольске, что лежит за шесть часовых поясов. Кстати, интересно, что плата за проезд в Советском Союзе не везде была одинаковой. Так, в Тюмени, Красноярске и Свердловске она составляла 6 копеек, на копейку выше, чем в других городах страны.
Переворачивая страницы кляссера с коллекционными экземплярами, обращаешь внимание на бумагу. В 70-80-х гг. проездные документы в основном печатали на грубой желтой бумаге, похожей на ту, в которую продавцы тогда заворачивали колбасу. Когда проезд начал дорожать, талоны стали улучшаться в качестве. Тогда же в стране появилась и современная копировальная техника и как следствие - первые подделки. Государство вынуждено было защищать проездные документы. На Украине их печатают теперь на фабрике "Держзнак", где также выпускаются и деньги, и ценные бумаги. Так что неудивительно, что современные украинские талоны больше похожи на банкноты: с водяными знаками, ультрафиолетовой полоской и даже с ворсинками.
Защищают свои проездные документы и в соседних государствах. Так, в столице России пассажиров особо предупреждают, чтобы те обращали внимание на водяные знаки на талонах, а также на выпуклость букв в слове "Москва".
Много забавного можно наблюдать на проездных документах разных городов и весей. Вот в Омске на проездных изображен крейсер "Аврора" напротив Адмиралтейства. Почему, спрашивается, такое внимание к "колыбели Октябрьской революции"? А в Туле на проездных имеется надпись "Для граждан". Как передвигаться негражданам - непонятно. Впрочем, косвенно туляки сами отвечают на этот вопрос, изобразив на других талонах бредущего по дороге Льва Толстого (видимо, как символ безбилетного пассажира или негражданина). На фотографии Павел Ротарь держит в руках альбом с парижским проездным, снабженным личным фото и подписью, больше похожим на пропуск. Такие же, кстати, и в Лондоне. Были такие проездные и в Киеве еще до войны.
На большинстве современных талонов принято изображать символы городов. На киевских: Золотые ворота, памятник Лыбеди... Раньше был и герб города - Архангел Михаил. Говорят, правда, что церковнослужители протестовали против того, что изображенного на билетах святого пробивают перфоратором. Так что теперь таких талонов не найдешь нигде, кроме как в коллекции П.Ротаря.
Вообще же Павел Ротарь считает самыми лучшими проездными билетами именно киевские. По его мнению, изготовлены они с особой любовью, над дизайном работал профессиональный художник. На крохотном листке бумаги - и изображение святынь, и надписи, и даже цифра "50" выписана в древнерусском стиле. Сейчас, говорит Павел Ротарь, рождается новое направление в искусстве - жанр миниатюры на проездных документах.