Сергей в армии не служил. Однако именно армия занимает значительную часть его свободного и рабочего времени. Военная техника и живая сила - советская и германская - первой половины Отечественной войны - предмет его самого живого интереса.
В 92-м году Сергей Браславец зашел на выставку в местный Технопарк, увидел полистирольные модели боевой техники и┘заболел - так захотелось стать обладателем всего этого богатства. Такого рода коллекция всегда начинается если не с самолетов, то с бронетехники. Так и у Сергея... Сравнивать танки - знаменитые немецкие "тигры" и наши "тридцатьчетверки" и "КВ-1", глядя на книжные картинки и схемы, читая описания, не видя их "вживую", было все же трудно. Другое дело - модели, сделанные в масштабе 1:35. Их можно поставить рядом, и сравнительный анализ можно делать уже предметно.
Выставив броневую "линейку" немцев и нашу, Сергей увлеченно рассказывает об особенностях конструкций техники, как эти конструкции в сочетании с военной наукой противников влияли на тактику боя. Но главный вывод из этих рассуждений глобален: как военно-техническая политика и военная наука влияли на политику государств и в конечном счете каковой оказалась цена нашей победы.
Вот наш плавающий танк, в большом количестве стоявший на вооружении только советской армии. Спрашивается, зачем армии, не стремящейся к агрессии, такой танк? Или же бронеавтомобиль, явно не рассчитанный на отечественное бездорожье? Анализируя то, что у него перед глазами, в сочетании с массой прочитанной литературы - научных исследований, мемуаров, справочников, Сергей склонен придерживаться известной точки зрения, что Сталин готовился первым нанести удар по Германии, имея намерение внести на своей "броне" в Европу социалистическую революцию. Но просчитался.
Надо заметить, что в коллекции и в особенностях коллекционирования С.Браславца довольно полно отразились особенности его личности, образование и профессия. По образованию он историк. Преподает в школе. По натуре - артист. Много лет назад был одним из создателей популярного студенческого театрального коллектива "Бонифас". Артистические амбиции удовлетворяет не только в школе (считает это качество обязательным для учителя), но и на телевизионном экране, где на одном из каналов ведет дневное ток-шоу.
И в своей коллекции он увидел не только рациональную сторону - кто кого победил, какой ценой, какими материальными ресурсами, но и сторону чисто драматическую. Война - это столкновение и национальных характеров, образов жизни. Есть упоение победителя. Но есть и драма побежденного, в которой, может быть, зреют зерна будущей победы.
Характеры отражаются в поведении солдат. И Сергей собрал свою "потешную рать" - всего около 150 фигурок солдат - своих и противника.
Будучи актером, он хорошо чувствует мизансцену и правду жеста. Потому и решил уйти от стандартных "коробок" - воинских подразделений, где один солдат является копией других. И каждому из бойцов придал индивидуальные черты. Вот, например, немец. Он идет в штыковую атаку. Но, судя по всему, это уже не лето 41-го и за плечами как минимум отрезвление в битве под Москвой. Потому и в солдате нет той стопроцентной уверенности в благополучном для себя исходе боя.
А вот солдаты: боец, перезаряжающий автомат, - ситуация типичнейшая; боец раненый, одной рукой отстреливается, а другой - опирается на землю; боец, бросающий гранату, и так далее. Танкисты: в люке, на броне, около танка - отдыхающие, ведущие бой. Чтобы придать черты индивидуальности, приходится проделывать большую работу - что-то подрезать, что-то подгибать, раскрашивать. Все делается в строгом соответствии со справочниками.
9 мая учитель Сергей Браславец развертывает в школе большую панораму - метров пятнадцать квадратных. В этом ему помогают и ученики. На ней разыгрываются настоящие сражения. И школьники могут реально ощутить, что же такое бой и какова цена нашей нелегкой победы.
Томск