До 1917 года к всевозможным юбилеям государственных учреждений, банков, акционерных обществ, железных дорог, пароходств, мануфактур и тому подобное, а также и к юбилеям лиц, состоявших на государственной службе, артистов театров и прочих, занятых "общеполезной" деятельностью, выпускались очень импозантные альбомы. В них воплощались все достижения книжного дела: сафьяновые или кожаные переплеты, золотой обрез и тиснение, бумага голландская или верже, металлические накладки и так далее. В тексте было много материалов, заказанных специализированным фотографическим заведениям: торжественно-скучные портреты или унылые фото сооружений, зданий. Это были, скорее, сувениры участникам торжеств, чем познавательные издания.
После 1917 г. традиция сохранилась. Первые юбилейные издания вышли в 1922-1923 гг. к пятилетию советской власти. Особенно много было юбилейных изданий к 10-летию советской власти. Затем лихорадка юбилеев захватила театры: Малый театр, Театр МГСПС, Камерный театр, Театр Революции... Юбилейными изданиями, кажется, отметились все театры.
Оформление с конструктивистскими элементами было скромнее дореволюционных изданий, фотоматериалы работы известных фотографов были динамичнее, тиражи массовые. Тексты, составленные профессионалами, интересны и сейчас.
Фотоальбомы в современном понимании (много фотографий - мало текста) появились в середине 30-х гг. Это знаменитые альбомы Родченко, оформленные в стилистике журнала "СССР на стройке": Первая Конная, РККА, Советский Узбекистан. Альбом "Легкая индустрия" готовился по заданию А.Микояна, и для него Родченко составил план с энергичным текстом, но по каким-то причинам в окончательном варианте альбома не принял участия. Эти альбомы были как бы рапортами Политбюро ВКП(б) о победах в социалистическом строительстве. Сейчас "авангард-альбомы" - мечта всех дилеров, годами печатающих объявления об их покупке в СМИ. Последняя предвоенная волна юбилейных изданий приходится на 1937-1939 гг. К 20-летию советской власти выпускали юбилейные издания те, кто не сделал это раньше. В эти же годы печатались также скромные фотоброшюры к разным событиям, выполненные мастерами фоторепортажа. Из-за плохой полиграфии на них коллекционеры не обращают внимания.
Все эти факты более или менее известны библиофилам. Мне же хочется рассказать о неизвестных попытках выпустить фотоальбомы во время войны. В годы Великой Отечественной войны вышел всего один фотоальбом "Москва. Ноябрь 1941 г.". Значительная часть тиража была уничтожена, так как в него попало фото "героя" битвы под Москвой генерала Власова, одного из семи генералов, награжденных орденом Ленина. О других малоизвестных попытках выпустить фотоальбомы в годы войны можно получить представление по личному архиву одного из участников событий. В архиве остались рукописные материалы. Фрагменты фотоматериалов перешли в частную коллекцию.
В июле 1941 г. перестал выходить журнал "Советская фотография". Несколько сотрудников журнала перешли на работу в Госкиноиздат. Во время войны Госкиноиздат давал большой объем изопродукции и фотопродукции: плакаты, листовки, боевые листки, портреты, фотооткрытки, фотогазета "Великая Отечественная война" и тому подобное. Сюда заходили фотографы, ставшие военными корреспондентами центральных, фронтовых, армейских и других подобных газет, Фотохроники ТАСС, Совинформбюро. Кому-то пришла идея выпускать фотоальбомы о событиях войны.
По материалам архива просматривается технология подготовки альбомов. Задавалась тема - название альбома. Название часто менялось по обстановке. Подбирались газеты, цитаты из выступлений Сталина, русские пословицы и поговорки. Фото подбирались в Фотохронике ТАСС, Совинформбюро, около трети фотоматериалов давали сами корреспонденты. Готовились фотоальбомы одного автора. Наконец, составлялся план альбома по порядку размещения и названиям (подписям) фотографий.
Осенью 1942 г. в Госкиноиздате шла подготовка к выпуску фотоальбома к 240-летию Ленинграда (Санкт-Петербурга). Название альбома изменялось: "Ленинград", "Героический Ленинград", "Ленинград в декабре 1942 г." Фотографии для альбома предоставил Борис Кудояров. Текст готовила Марина Бугаева (после войны главный редактор журнала "Советская фотография"), эскиз оформления был заказан А.Родченко. В архиве сохранились статьи Н.Тихонова и других авторов, три варианта плана издания. Подготовка издания продолжалась до конца 1943 г., но альбом не увидел света. Судя по расписке, Кудояров фотопленки забрал. В бумагах остались всего три "контрольки" ("Невский проспект, весна 1942 г.", "Огороды на улицах Петроградской стороны летом 1942 г.", "Зенитчики отражают налет на Ладоге зимой 1942 г."). После войны Борис Кудояров выпустил малым тиражом сходный по теме фотоальбом. Альбом был изготовлен кустарным способом с использованием подлинных фотографий и предназначался, вероятно, для каких-то подарков. Я видел его в одной частной коллекции.
Давайте взглянем, какие еще фотоальбомы готовились к печати. "Женщина в годы Великой Отечественной войны". Первоначальное название "Девушка-воин". По теме в Фотохронике ТАСС подбирались фото "девушек в шинелях": девушек-ополченцев, военврачей, медсестер, летчиц, снайперов. Часть фотографий была получена у авторов. С расширением темы добирались фото тружениц тыла: сталеваров, работниц оборонных заводов, трактористок, доярок, заботливых медсестер в госпиталях, доноров, домохозяек, воспитывающих детей-сирот. Дальше плана альбома и собранных фотографий дело не пошло.
"Сталинград". Работа шла недолго с начала 1943 г. В деле остались только подборка газет, набросок оформления, фотографии Г.Зельмы - пожалуй, самые правдивые фотодокументы Сталинградской битвы.
"Дни великой войны" ("Страницы великой войны"). Подробно разработанный план издания с подписями к 96 фотографиям одного автора - Сергея Струнникова, погибшего в 1944 г. во время налета немецкой авиации на челночный аэродром "летающих крепостей" под Полтавой. В архиве нет следов фотографий к альбому.
"Военно-морской флот во время Великой Отечественной войны". Тщательно разработанные варианты плана - и никаких свидетельств продвижения издания.
Причины, по которым фотоальбомы не вышли, остаются неизвестными, но мне кажется, что длительная технология изданий отставала от потока событий. Праздновались новые победы, а прежнее забывалось. Когда-нибудь предстоит сделать реконструкцию некоторых альбомов. Печатную версию делать не следует, а в интернете такой виртуальный альбом реализовать несложно. С их помощью можно будет окунуться в атмосферу военных лет.