Выставка "Преломление миров" из серии "Гении России" открылась в Москве в галерее "Новый Эрмитаж". Это четвертая экспозиция из предполагаемых двенадцати, представляющих собой попытку популяризации работ незаслуженно забытых художников с конца XVIII и до 70-х гг. XX вв. Именно такая благородная идея выдвинута В.Дудаковым - председателем правления Клуба коллекционеров изобразительного искусства и генеральным директором галереи "Новый Эрмитаж". Он говорит:
- Нами движет желание восстановить справедливость, которая при идеологизированной советской власти, естественно, отсутствовала. Тогда из истории изобразительного искусства исключили целые направления, замалчивались десятки имен художников. Откуда, например, мы впервые услышали о Фальке? Первая статья Сарабьянова о Фальке была опубликована за границей. Оттуда нередко приходили к нам отечественные живописцы и скульпторы. Или не приходили...
На сегодняшней выставке представлены 76 работ, 31 автор из 15 частных собраний - в основном из собраний Клуба коллекционеров. Выставка и впрямь завораживает. Ее тема - уникальное явление 1910-х гг., русский кубофутуризм. Как термин, он был впервые озвучен в 1913 г. К.Чуковским. Само же направление, не имеющее, кстати, аналогов в западноевропейском искусстве, развилось в начале прошлого века как реакция на урбанизацию и научно-технический прогресс, как стремление передать на полотне образы нового мира, обратившись к мировому наследию, но прежде всего - к собственной народной традиции, к вывеске, игрушке, лубку. Важнейшей чертой кубофутуризма стало также обращение к искусству Востока (Китая и Японии), "по существу, более близкого психике русских художников с примесью азиатской крови", писал А.Лентулов.
Изюминка данной экспозиции в том, что она, представляя мастеров с мировой известностью - К.Петрова-Водкина, Н.Гончарову, Н.Альтмана, Д.Штеренберга и других, - показывает произведения малоизвестных или забытых художников, чьи работы хранятся в основном в частных коллекциях. Это В.Баранов-Россинэ и А.Богомазов, это С.Витберг, Б.Шапошников, Н.Лермонтова, В.Марков, И.Школьник, К.Поляков и другие, чье творчество является неотъемлемой частью искусства первой трети XX века. И не просто искусства, а его высших достижений.
Пройдемся немного по выставке и увидим...
Б.Григорьев. "Weltkind" (Портрет сына), 1920. Закругленный горизонт охватывает сжатое хлебное поле, которое по-хозяйски деловито убирают граблями несколько женщин-крестьянок. Зеленый травяной холм, тоже округлый, как сам земной шар, соседствует с этим полем. На холме сидит мальчик... Художник написал все это, как бы глядя со стороны, может, из космоса. Планетарное сознание человечества еще было в колыбели, а художник им уже полностью владел.
Е.Зак. "Купание", 1910. Четыре женские фигуры на берегу - как четыре стороны света, как мечта о покое в предчувствии бунтов, революций и войн. Мирная сцена, столь прекрасная и зыбкая, что теперь, спустя век, звучит как предостережение.
А.Сафронова. "Натюрморт с зеркалом", 1917. Отраженный свет резко делит зеркало на две равные части, освещенная - напоминает месяц. Зеркало и луна - атрибуты мистических настроений. Кажется, все это начинает двигаться, раскачиваться, звенеть, ломая привычные представления о "мертвой натуре".
Н.Лермонтова. "Медея увидела Язона", 1915. Чистый открытый цвет, некое смещение деталей и наслоение их друг на друга. Здесь автор - своего рода "изобретатель в искусстве", открывающий новые формулы сочленения художественных элементов. И старый как мир миф о любви волшебницы Медеи к предводителю аргонавтов Язону звучит вечно юной мелодией. Это уж потом Медея поможет Язону добыть золотое руно. Это позже, когда он задумает жениться на дочери коринфского царя, Медея погубит соперницу, убьет двух своих детей от Язона и скроется на крылатой колеснице. А сейчас, на картине Лермонтовой, она впервые видит Язона, и живопись полотна светится поэтической нежностью красок и пластических форм...
Русский кубофутуризм - это редкое соцветие талантов. Любой из его мастеров, может быть, на порядок выше того представления, которое сложилось о нем у многих отечественных собирателей.