В Москве, в Музее архитектуры им. Щусева, в один день открылись две экспозиции. Обе - под эгидой итальянского Института культуры при посольстве Италии в РФ.
Первая посвящена 250-летию итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзага, сорок лет проработавшего в России. Автора архитектурно-перспективных театральных декораций, в том числе в театрах Петербурга, в придворных театрах Гатчины, для домашних театров гр. Шереметевых в усадьбе Останкино и кн. Н.Б. Юсупова в имении Архангельское. Ему принадлежат монументально-декоративные росписи с иллюзионистическими эффектами в так называемой галерее Гонзага дворца в Павловске. Он участвовал в планировке парков Павловска. Составил уникальный "Атлас чертежей проектировавшегося на Дворцовой площади театра на 3000 зрителей" (ныне хранится в коллекции Военно-исторического архива).
Произведения Пьетро Гонзага из московских собраний, вошедшие в экспозицию, синтезируют живопись и графику, архитектуру и парковое творчество и открывают перспективу для дальнейшего развития высокого искусства.
Вторую выставку также составили истинные раритеты - старинные фотографии, запечатлевшие город Венецию в конце XIX-начале XX в. В фондах музея - более 2000 таких фотографий. Сюда вошли личные коллекции Жолтовского, Ильина, Колли и множества других русских архитекторов, считавших своим профессиональным долгом не только собирать открытки с видами этого, может быть, самого фотогеничного города в мире, но и собственноручно фотографировать его. Так что вовсе не случайно архитектор Жолтовский в 1902 году запечатлел обрушившуюся 2 июля того же года колокольню на Сан-Марко, а гражданский инженер Красовский - начало восстановления пострадавшего от упавшей колокольни здания Библиотеки. Зарубежную часть своей фотоколлекции Музей архитектуры выставляет впервые.
* * *
Общество художников "Бытие" было организовано в 1921 году небольшой группой молодых художников, кончавших 2-е Свободные Художественные мастерские (ВХУТЕМАС). В 1924 году в молодое общество, уже имевшее за собой две выставки, влилось "Новое Общество Живописцев" (НОЖ). В 1926 году с "Бытием" соединилась также часть расколовшегося "Бубнового Валета" ("Московские Живописцы") во главе с Александром Куприным, Александром Осмеркиным и Петром Кончаловским. Вскоре группа молодежи, возглавляемая Осмеркиным, выделилась в объединение "Крыло", а весной 1929-го произошел раскол "по линии уточнения основных задач и целей". Одни авторы перешли в Ассоциацию художников революции (АХР), другие - в Общество московских художников (ОМХ), оставшиеся провозгласили курс на производственное искусство. Реорганизацией в эфемерное Общество советских станковистов-оформителей (ОССО) в 1930 году завершились хроники "Бытия", но не творческие биографии его участников.
Обнаружить недекларативную, внутреннюю близость устремлений старается и нынешняя выставка, героями которой стали шестеро участников "Бытия". К сожалению, реконструировать полные творческие биографии многих художников сегодня невозможно - даже из числа тех, кто включен в предлагаемую ретроспективу. Почти нет ранних вещей Каптерева, от наследия Кузнецова в Москве осталось несколько десятков поздних экспериментов в энкаустике┘
Именно сопоставление поздних произведений нескольких живописцев - не проследовавших "Бытие" транзитом в череде иных скоротечных объединений, но в нем начинавших или развивших здесь прежние идеи - и дает возможность осознать первопричины их единомыслия в годы молодости.
На выставке представлены: Ростислав Барто (1902-1974), Александр Глускин (1899-1969), Григорий Зозуля (1893-1973), Валерий Каптерев (1900-1981), Михаил Кузнецов (1883-1962), Николай Лаков (1894-1970).
Экспозиция будет открыта до конца января 2002 году в помещении Делового центра на улице Усачева.
* * *
В галерее "Антиквариат на Софийской" открыта предновогодняя выставка "Русская зима". В экспозиции представлены объединенные общей темой работы мастеров русской школы живописи XIX - первой половины ХХ вв. Наибольший интерес представляют произведения С.Жуковского "Тоскливая нотка" (1908) и "Весенний лес" (1905), С.Виноградова "Вид на загородную усадьбу" (1910-е), И.Грабаря "Зимнее утро" (1930-е), А.Кайгородова "Усадьба зимой" (нач. ХХ в.), Ф.Сычкова "Две девушки на зимней улице" (1930) и "Ледоход" (1928), М.Гермашова "Зимний пейзаж" (кон. XIX - нач. ХХ в.).
Особого внимания заслуживает серия из 8 иллюстраций И.Грабаря к "Ночи перед Рождеством" Гоголя, выполненных в 1880-х годах во время поездки в Малороссию. Они представляют огромный интерес, поскольку работ художника этого периода сохранилось крайне мало. Также любопытно, что уже в советское время типажи и общий колорит, созданные Грабарем, были использованы при экранизации гоголевского произведения сначала в кино, а затем в мультипликации.
Очевидно, что при формировании экспозиции организаторы в первую очередь хотели показать, что русская зима, которая многим представляется сезоном холодным и унылым, на самом деле - замечательное и очень красивое время года, изобилующее яркими красками, игрой света и тени.