СУЩЕСТВУЕТ такое устойчивое выражение - если человек талантлив, то он талантлив во всем.
Меня постоянно смущало это, если можно так сказать, положение. Проделав небольшую софистическую манипуляцию с этой фразой, получаем следующее - если человек в чем-то не талантлив, то он не талантлив вообще┘
По отношению к Леонардо да Винчи и к Пушкину справедливо любое из этих утверждений, но существует масса других, даже не только талантливых, но и абсолютно гениальных людей, которые проявили себя в какой-то одной ими избранной отрасли, но ничем не отметились даже в смежных областях┘ Но я что-то заболтался. Ближе к делу.
Присутствует в моей коллекции совершенно замечательная вещь - нотная тетрадка "Детская", выполненная И.Репиным в 1872 году. Достаточно хорошо представляя (как мне кажется) историю оформления русской книги, никогда я не встречал ни одной работы Репина в качестве оформителя нотной обложки, да и с иллюстрацией дело он имел очень редко.
На памяти одна его достаточно известная работа - по иллюстрированию книги его жены Н.Нордман-Северовой "Беглянка" 1900 года. Книгу не читал, но думаю, что это не Лев Толстой. Кстати, Льва Николаевича Илья Ефимович тоже пытался иллюстрировать.
Существует также иллюстрация к "Рассказу о семи повешенных" Л.Андреева 1909 года и два варианта обложки книги стихов Н.Морозова "Шлиссельбургские узники" 1906 г. Все эти немногочисленные работы оцениваются искусствоведами и художниками не очень высоко. Талант Репина - в композиционных построениях так замечательно проявляется в его исторических полотнах.
Впрочем, его обложка мало чем отличается от обложек того времени, как нотных, так и книжных. Да и, пожалуй, время было глухое (я пишу только об оформлении печатной продукции), примерно как с 1936-1937 по 1956 г. (но, думаю, по разным причинам, как-нибудь эту свою мысль разовью в отдельной статье).
Время "Мира Искусства" и изменения отношения к книге и книжной графике еще не пришло, и Бенуа, Билибин и их товарищи если и родились, то находились в младенческом возрасте. Но при всех условиях от Ильи Ефимовича можно было бы ожидать большего, учитывая его огромный творческий потенциал (впрочем, столь же малоэффективными были и его опыты в скульптуре).
Долгое время я провел в размышлениях над этой обложкой, пытаясь понять композиционный замысел художника, с прискорбием вынужден заметить, что из этого занятия ничего не получилось. Что у него с пространством, куда девалось знание Ильей Ефимовичем перспективы (была, была у него академическая выучка!), да и масса других вопросов не находит ответа. Если бы не подпись Репина на полозьях у коня-каталки, в страшном сне я бы не догадался об авторстве.
Будь я в этом нотном издательстве художественным редактором или главным художником, ни за что бы не пропустил такую работу, но в то время таких специальностей не только в нотных, но и в любых других издательствах не водилось, и все зависело от вкуса хозяина фирмы.
В итоге оказалось, что единственная работа (ни этой, ни какой другой обложки Репина ни в одном каталоге не приводится, так что я продолжаю утверждать, что этот единственный опыт, к сожалению, неудачный) Ильи Репина в оформлении нотной обложки осталась забавным казусом в его долгой и счастливой творческой жизни. Однако если кто-нибудь знает о каких-либо других работах Репина в области оформления печатной продукции, прошу поделиться информацией.
Если кто-то подумал, что все это написано с целью ошельмовать великого художника, то он глубоко заблуждается. Репин - не самый мой любимый художник, признаюсь, но испытываю к нему глубочайшее почтение и уважение и хотел показать еще одну, правда, не самую блестящую грань творческого наследия мастера.
Чтобы "Детской" не было одиноко, я представляю еще одну обложку нот. Делал ее не Репин, конечно (в 1925 г. он благополучно жил в Финляндии). Обложка довольно средняя, но перерисовка картины "Бурлаки на Волге" напоминает, что все же Илья Ефимович Репин - великий художник.