ОСОБЕННОСТЬ этой довольно обширной коллекции медалей в том, что все ее экспонаты имеют только одного автора - скульптора Владимира Похалецкого. А уникальность в том, что абсолютное их большинство выполнено в единственном экземпляре - автор даже не успел перевести их в бронзу или сплав.
В этой коллекции, составившей большую и важную часть творческого наследия рано ушедшего от нас мастера, интересно все. Потому что делал медали скульптор, убежденный в том, что "любая творческая деятельность не столько профессия, не столько вид искусства, сколько мировосприятие, мироощущение". Потому что по образованию и по склонности был Похалецкий монументалистом, и оттого каждое из его миниатюрных произведений способно выдержать многократное увеличение и сфокусировать на себе некое открытое пространство. Такова медаль в честь 600-летия Куликовской битвы с изображением св. Георгия, или медаль к 100-летию Анны Ахматовой, или медали, посвященные Ван Гогу, Дюреру, Магеллану, Пушкину, Блоку, Пастернаку, Марине Цветаевой... Среди многочисленных "табу" литой медали художник создавал миры, адекватные изображаемым событиям и персонажам. К примеру, чтобы изваять медаль к 450-летию со дня смерти итальянского поэта Лодовиго Ариосто, ему потребовалось воспринять и прочувствовать и гуманистические идеи эпохи Возрождения в героической рыцарской поэме "Неистовый Роланд", и тонкую иронию комедий "Чернокнижник" и "Сводня". Иначе он не умел работать. "Не бойтесь подлинного. Вам только кажется, что вы можете без него обойтись", - написал он однажды в дневнике.
Кто-то сказал, что ничто так не радует, как новое прочтение. Подтверждение этой мысли - в медальерной Пушкиниане Похалецкого. Десятки медалей. Мир Пушкина. Но и Похалецкого. Наш Пушкин. Но и Пушкин Похалецкого - бескомпромиссный и ранимый, гордый и скромный, очень разный... Это самое последнее, что успел сделать Похалецкий к 200-летию А.С. Пушкина. В последний год своей жизни.
Так почему же все-таки скульптор-монументалист обратился к столь дистанционной области творчества, как миниатюра?
Он окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) в 1959-м. Начал работать в станковой и монументально-декоративной скульптуре и участвовать в художественных выставках столь активно, что уже через год, в 1960-м, был принят в Союз художников СССР. Самые ранние его работы несли в себе черты "сурового стиля" с его своеобразным монументально-романтическим видением окружающей прозы жизни. Но вскоре он вдохновился эстетическим идеалом древнегреческой архаики, где стремление к воплощению совершенного человека-гражданина сочетается с примитивизмом пластических форм, и его произведения перестали брать на выставки.
Началось испытание непониманием, безденежьем, забвением. Автор более чем трех десятков проектов памятников и декоративно-скульптурных композиций, В.Похалецкий осуществил при жизни только два - проект художественного оформления фасада Драматического театра в г. Дзержинске и проект скульптурного фриза для Дома юных техников в монгольской столице.
В 1970 году он обратился к жанру медальерной пластики в надежде, что ввиду физической малости самих вещей он сможет оплатить их перевод в материал. Именно в этих миниатюрных произведениях не связанный госзаказом художник сумел наиболее раскованно и полно воплотить образы, волновавшие его воображение. Но даже здесь, в этих миниатюрах, ему оказалось не под силу оплатить стоимость материала, поэтому большинство медалей В.Похалецкого так и осталось в гипсе и пластилине.
Он был бескомпромиссным - не захотел приспособиться, вписаться, перетерпеть. Он был талантлив. Впрочем, почему - был? Он был, есть и навсегда останется талантлив во всех своих произведениях. В медалях - тоже.