ПОЛИТИКА перестройки, обрушившая, помнится, "железный занавес" в середине 1980-х гг., вызвала на Западе всеобъемлющий интерес ко всему советскому. Особенно притягивали демократически воспитанных иностранцев реалии нашего сурового быта: здесь и до сих пор являющиеся символом СССР-России военные шапки-ушанки из арбатских магазинов, здесь и искусство социалистического реализма, бесконечно правдиво отображавшее наш труд и ратный подвиг, а также нас на отдыхе, постоянно готовых все к тому же труду и подвигу.
┘Но прошли годы, и интерес угас ко всему, кроме ушанок. В том числе и к искусству послевоенного периода, на продаже которого еще лет десять назад как на дрожжах "поднимались" десятки и десятки галерей (кстати, большинство из них были "совместными предприятиями", да и мало кто называл себя галереями, все больше ассоциациями, союзами, благотворительными фондами - короче, только ленивый не делал в те годы деньги на соцреализме). И сейчас на вопрос: где купить произведения послевоенных десятилетий - сразу дать ответ, пожалуй, трудно. То есть, конечно, наткнуться на понравившуюся работу нужного периода можно во многих местах, даже, наверное, в магазинах с именем, торгующих исключительно старым искусством. Но вот чтобы специализироваться на 1940-1970-х - это только в Галерее Леонида Шишкина.
Галерея, существующая с 1989 года, занимает эту нишу на рынке фактически единолично. При этом не просто "занимает", но активно участвует в антикварной жизни: выставляется на Салонах в ЦДХ, проводит аукционы. Последнее следует отметить особо - в настоящее время, когда торгов по "классическому антиквариату" в России проводится удручающе мало, аукционы послевоенного искусства кажутся почти чудом. Это чудо регулярно представляет Галерея Леонида Шишкина. Очередное - предстоит 18 октября в 19.30.
Аукционы Шишкина интересны также своим антуражем. Галерейщик сам ведет их на двух языках сразу, английском и русском. Объясняется это покупательским контингентом Шишкина: немногочисленные новые русские почти не заметны среди представителей дипломатического корпуса и западной ветви совместного предпринимательства. Процент ухода стремится к абсолютному, чему способствует гибкая политика аукционатора, который, если лот интереса не вызывает, легко идет на снижение цены относительно старта.
В основной каталог торгов 18 октября включено 113 лотов. Фамилии художников традиционны для шишкинских коллекций: Антонов, С. Герасимов, Гиппиус, Горпенко, Гремитских, Налбандян, Соколов-Скаля, Старженецкая, Тегин, С.Тутунов. Цены - в среднем в пределах 300-800 условных единиц. Есть и топ-цены (на которые, кстати, по предыдущему опыту, покупатели в зале идут неохотно). Самым дорогим лотом оказалась картина Дмитрия Налбандяна "Рим. Площадь Св. Петра" (70х86; 1975). Она оценивается в 10-12 тыс. долл.