0
4845
Газета Коллекция Интернет-версия

12.10.2001 00:00:00

История одной марки

Тэги: леваневский, марка, сталин, перелет


..ПОЧТИ неслышные шаги мягких сапог по ковру. И вдруг вопрос: вы знаете об августовском перелете Леваневского в Америку? Вот оно, главное здесь, мгновенно подумал нарком связи. "Да, товарищ Сталин". - "Это очень важно для нашей страны. Очень важное событие, весь мир должен знать о возможностях нашей страны, ее технике, людях". Сталин подошел к столу и последние слова будто акцентировал постукиванием трубки по сукну. "И как же вы собираетесь отметить это событие?" Нарком молчал, и секунды казались ему часами. Снова заговорил Сталин: до 3 августа (почти два месяца) у вас "имэется" время исправить положение.

"Товарищ Сталин, проект марки создается не за полтора месяца, работают художники, полиграфисты, делаются многократные пробные варианты, макеты..." - "Исправляйте то, что вы нэ сделали", - теперь кавказские нотки звучали явственно безапелляционно. Нарком понял, что аудиенция окончена, поднялся, попрощался и пошел к выходу. Вдогонку раздалось: "Ви найдйотэ выход, время есть".

Вернемся немного назад. По инициативе О.Ю. Шмидта в 1933 г. организуется экспедиция на пароходе "Челюскин". Корабль должен был пройти за одну навигацию Северным морским путем из Мурманска во Владивосток. Надо сказать, что энергией Шмидт обладал бешеной - он и "пробил" решение об экспедиции, и организовал ее саму. И что особенно поразительно - пароход (не ледокол!) прошел до Берингова пролива, ну, а дальше был вынесен льдами обратно в Чукотское море и раздавлен там 13 февраля 1934 г. Экспедиция выгрузилась на лед. Построили лагерь, для женщин и двух детей даже соорудили маленький барак, оборудовали радиостанцию и связались с землей. И ждали помощи. За этими героическими буднями следила вся страна. Да что страна, следил весь мир! Сразу правительство создало комиссию по спасению и сделало все, чтобы выручить людей. Организовали авиаотряд. Летчики Леваневский и Слепнев и уполномоченный правительственной комиссии Ушаков срочно вылетели в Америку, где закупили 2 самолета для перегона с Аляски на Чукотку. Леваневский, решительный и мужественный летчик, но не обладавший северным опытом и выдержкой, решил пробиваться через непогоду, а это по тем временам и при той технике граничило с безрассудством. Слепнев переждал и благополучно доставил самолет. Леваневский же свой разбил, прислав, правда, телеграмму: "Побежденным себя не считаю, готов снова к работе". Быстро подлечившись, а он сильно ударился при посадке в торосах, да перед этим из-за отсутствия видимости поранил руку, выбив стекло в кабине (и все же шел вперед, не возвращаясь, да еще обходил облачность на бреющем полете), что и дало повод опытным полярным авиаторам упрекать его в недостатке "летной грамотности", Леваневский на самолете У-2 оказал помощь больному аппендицитом, доставив его с берега до больницы в Ванкарем. Так что практически спасение челюскинцев прошло без него.

13 апреля 1934 г. спасение было завершено. Подготовлена телеграмма правительству. Ввиду отсутствия летчика Бабушкина Каманин предложил подписать телеграмму Леваневскому. И тот ее подписал, не спасши никого! И получил только что учрежденное звание Героя Советского Союза за номером 2. В дальнейшем Бабушкин погибнет при поиске самолета Леваневского после его второй трагической попытки перелета через Северный полюс в США, предпринятой 12 августа 1937 г.

А теперь - к почтовой марке #═514, о которой уже упоминалось. Нарком, вернувшись от Сталина, собрал свой "штаб" и рассказал о поставленной задаче: за полтора месяца подготовить и выпустить марку в честь перелета Леваневского. Реакция была адекватной поставленной задаче - растерянность. Нарком опросил всех, предложений не было. Сбоку за отдельным столиком что-то протоколировал помощник наркома. "Иосиф, что скажешь?" Тот оторвался от бумаг и негромко сказал: "Телеграфом отзовите со всех почтовых учреждений марку с Леваневским из челюскинской серии (марка #═489 - январь 1935 г. - спасение челюскинцев и первые Герои Советского Союза, среди них - Леваневский). Надо делать надпечатку о перелете на этой марке. Другого не дано. В крайнем случае разрешите доставку нарочными". Напряжение спало, сотрудники заулыбались, а кто-то на ухо соседу рассказал о таком высказывании наркома: "Обязательно держите в аппарате одного мудрого еврея; пригодится". Шеф удовлетворенно хмыкнул, и перешли к реализации плана.

Красную надпечатку нанесли на марку # 489, так появилась марка # 514. Но в спешке получилась накладка: в незначительной части тиража букву "ф" в слове "Сан-Франциско" набрали строчной, а не заглавной. Поэтому в каталоге есть марка # 514-1, их совсем немного, и это большая редкость. Сам по себе тираж 11 000 штук - некруглая цифра - выглядел несколько странно. На борт самолета Леваневского приняли 150 штук писем и открыток, франкированных марками с надпечаткой. Сама же марка поступила в продажу 2 августа 1935 г. Коллекционеры имели возможность купить марку с надпечаткой, наклеить ее на почтовое отправление и сдать на почту для отправки в США с самолетом Леваневского только 2 и 3 августа (причем 3-го числа - только утром). Делалось это, чтобы потом получить в коллекцию письма, прошедшие почту в дни перелета, т.е. с гашениями "первого дня".

И вот тут-то начинаются странности. Старые коллекционеры помнят, что о надпечатке с маленьким "ф" стало известно практически сразу. А вот о том, что часть тиража, очевидно, в количестве 1000 штук (отсюда и такой странный тираж - 11 000), сделана с надпечаткой вверх ногами - "перевертка", да еще на светлом фоне; если бы это была случайная ошибка, то при неправильном "заводе" листа в перевернутом виде и надпечатка должна была оказаться на темной части листа, вверху, - так вот, о такой перевертке старые коллекционеры и слыхом не слыхали.

Самолет после неудачного вылета вернулся и несколько дней ждал повторного старта. Скорее всего именно в это время недобросовестными дельцами из Советской филателистической ассоциации (СФА) и была добавлена (к первоначальному тиражу в 10 000, выглядевшему хоть малым, но нормальным) 1000 марок с "переверткой", специально сделанная в целях дальнейших спекуляций на "дутом" раритете. Кстати, не так давно она появлялась среди филателистов... за 5500 долларов. Комментарии излишни! Вот так масштабно сработали дельцы от филателии.

Интересно, что у наших и у польских авторов приводится следующий эпизод. На Тегеранской конференции руководителей великих держав в 1943 г. встретились Рузвельт, Сталин и Черчилль. Было известно, что Рузвельт - страстный коллекционер, и ему от советского правительства был подарен "Леваневский с надпечаткой", причем по одной версии - с маленьким "ф", по другой - "перевертка", да еще изъятая из коллекции заместителя наркома иностранных дел Литвинова. "И надо было видеть, как задрожали руки президента великой страны от этого подарка".

Повторный старт Леваневского отложили, а затем и вовсе перенесли, и принятая в августе 1935 г. корреспонденция была отправлена в США обычной почтой. Вылет же все откладывался, затем его потеснила высадка на Северном полюсе папанинской четверки (20-22 мая 1937 г.). Потом 18-20 июня 1937 г. первый удачный перелет в США доверили Чкалову, а 12-14 июля второй перелет - Громову, и только третьим 12 августа 1937 г. должен был вылететь Леваневский с экипажем: Кастанаев, Левченко, Галковский, Годовиков, Побежимов.

Вот такая героическая эпопея, а на ее фоне - грязная работа дельцов из СФА.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1349
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1071
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1416
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
754

Другие новости