0
1276
Газета Коллекция Интернет-версия

14.09.2001 00:00:00

"Память неба"

Тэги: галерея, ковчег


ЕСЛИ УЖ затевать разговор об особом пути и "вечных темах" российского искусства и одновременно искать в работах разновозрастных наших соотечественников приметы времени, не стоит этого делать на примерах магистральных, отражающих социальный заказ эпохи. Нужно, видимо, основываться на сюжетах, постоянно, подспудно и неизбежно присутствовавших на обочине сознания художников как бы помимо их авторской воли.

Одна из таких тем, бесконечно пробивающихся на поверхность холста, - поэтизация еды во всех ее проявлениях. Звучно-декоративные ананасы и персики художников "Бубнового валета" стремительно сменились вполне конкретными селедками и кусками черного хлеба в исполнении Кузьмы Петрова-Водкина и Давида Штеренберга. Всего через полтора десятка лет советская живопись вновь расцвела семгой с лимоном и прочими роскошествами предвоенной поры: достаточно вспомнить знаменитый портрет "красного графа" Алексея Толстого работы Петра Кончаловского┘

Понимание гастрономии как завоевания социализма поддерживалось не только средствами искусства. Еще десять лет - и на свет появилась главная книга страны, впоследствии выдержавшая многочисленные переиздания (только в 1952-1955 гг. ее тираж составил 2,5 миллиона экземпляров), - "Книга о вкусной и здоровой пище". В год военного переворота в Египте, создания реактивного самолета в Америке и последнего сталинского съезда в тогдашнем СССР ее авторы, в частности, заявляли: "Советские пищевые предприятия не идут ни в какое сравнение с пекарнями, колбасными и иными пищевыми "заведениями" старой России. Только наши враги, клевещущие на социализм, приписывают нам стремление внести во все шаблон. Поэтому и в таком важнейшем деле, как народное питание, мы считаем своим первым долгом обеспечить необходимое разнообразие пищи, развитие индивидуальных вкусов и потребностей и полное их удовлетворение". Это написано в пору, когда полстраны сидело в лагерях, не за горами было дело врачей-"отравителей".

Неистребимый интерес россиян к теме питания, или, попросту говоря, еды, может сравниться только с постоянным интересом к завтрашней погоде. Уже в перестроечные времена, когда то ли на просроченные водочные талоны можно было купить сигарет, то ли наоборот, в числе первых репринтов, знаменующих свободу печати и выходивших умопомрачительными тиражами, оказались не Набоков или Солженицын, но книга Елены Молоховец "Подарокъ молодымъ хозяйкамъ, или Средство къ уменьшенiю расходовъ въ домашнемъ хозяйствЪ", написанная в 1901 году. Трудно сказать, что именно находили тысячи наших сограждан в этом труде через девяносто лет после его первого издания. Возможно, людей, оперировавших в тот момент "тысячами" рублей, просто гипнотизировали приведенные таблицы цен: "1 фунтъ сахара головою 15 коп., кофе от 50 до 70 коп. и дороже, чернослива французскаго - 35 коп., сига копченаго 30-50 коп." и т. п.

Даже в голодные времена поток произведений, живописующих бананы, апельсины и прочую по тогдашним нашим понятиям экзотику, не ослабевал на столичных выставкомах и самих выставках. Дело не только в том, что многим поколениям советских художников довелось воспитываться на восковых и поролоновых муляжах, изучая "лепку формы цветом". В бутафорские ананасы и виноград вдыхалась мечта об иной жизни, неведомой на одной шестой части суши. А вот найти изображение прозаической колбасы или сакраментальной бутылки портвейна и сегодня не так-то просто┘

Эта черта советского искусства отчетливо обнаружилась после того, как было решено структурировать экспозицию, используя в наименованиях разделов знакомые с детства словосочетания - "Мясо/Рыба", "Овощи/Фрукты", "Вина/Воды" и пр. Помимо живописи и графики 1920-1990-х годов особую часть выставки составили работы художников, формировавших эстетическую сторону продовольственной политики. Галеты "Военный поход", конфеты "Мичуринские" и "Забавный тир", ассорти "Пионерское"┘ Эскизы оберток и этикеток характеризуют свое время не хуже, чем пресловутые "Кубанские казаки". Идейная нагрузка в таких образцах промграфики имеет прямое отношение к "памяти неба" миллионов граждан, рожденных в СССР.

Открывая нынешней экспозицией свой очередной выставочный сезон, "Ковчег" планирует продолжить серию тематических выставок, посвященных "обинякам ХХ века". В ближайшее время ожидаются "Сто лет с огоньком" - тема курения и курильщиков - и "На солнечном пляже в июне" - неизбывный мотив творчества "легкомысленных" авторов┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1336
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2195
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1342
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1406

Другие новости