Охранять границу с Россией скоро будут казахстанские добровольцы. Фото РИА Новости
Законопроект «О территориальной обороне», предполагающий создание значительной военной группировки на границе с Россией, направлен на утверждение в Сенат Казахстана. Появление этого документа вызвало волну спекуляций в СМИ о возможной подготовке Казахстана к вооруженным конфликтам, в том числе и с Россией. Минобороны Казахстана опровергло эти домыслы, подчеркнув, что закон не направлен против каких-либо государств и тем более не ставит под сомнение добрососедские и союзнические отношения с Россией.
Нижняя палата казахстанского парламента в конце минувшей недели большинством голосов одобрила инициированный Министерством обороны Казахстана и разработанный парламентским Комитетом по международным делам, обороне и безопасности новый закон «О территориальной обороне» (ТРО).
Несмотря на то что силы ТРО существуют в Казахстане с 2017 года, их численность ограничена, в частности, из-за низкого уровня оплаты труда военнослужащих. Документ на рассмотрение парламента поступил еще в ноябре прошлого года. Ожидалось, что его принятие пройдет в максимально сжатые сроки. Однако рассмотрение законопроекта затянулось больше чем на полгода.
Закон о территориальной обороне призван стать основополагающим документом для Национальной гвардии, Службы охраны государства, Комитета национальной безопасности, МВД и МЧС, которые, опираясь на его положения, смогут формировать собственные подразделения теробороны. По словам депутата Айдоса Сарыма, участвовавшего в разработке законопроекта, его необходимость обусловлена текущей мировой обстановкой и является плановой в рамках обновленной Доктрины национальной обороны. Территориальная оборона, как подчеркнул депутат, это не только военная техника, но и готовность к реагированию на локальные вызовы, такие как масштабные стихийные бедствия. Создание 20 бригад теробороны в каждом регионе страны позволит более эффективно справляться с подобными ситуациями, не отвлекая армейские подразделения. Сарым подчеркнул миролюбивый характер Казахстана, однако отметил, что глобальные и региональные угрозы, от терроризма до локальных конфликтов, требуют повышения мобильности и заблаговременной подготовки.
В сопроводительных документах к законопроекту, вызвавших общественный резонанс, признается, что в контексте украинского конфликта развертывание войск может быть воспринято как подготовка к военным действиям. И Россия рассматривается как одна из потенциальных угроз для Казахстана: восемь из двадцати бригад территориальной обороны будут развернуты на границе с РФ. Для сравнения: на границе с Узбекистаном будет развернуто пять бригад, четыре – на границе с Китаем, а оставшиеся – на границах с Киргизией и Туркменистаном. Подразделения теробороны будут формироваться на добровольной основе и задействованы для защиты границ, в борьбе с диверсионными группами и террористическими организациями, а в случае оккупации части территории будут вести партизанскую войну. В законе также отмечается, что в них могут служить иностранцы или лица без гражданства и по инициативе министра обороны они смогут получить гражданство Казахстана в упрощенном порядке.
Законопроект о территориальной обороне вызвал тревогу в Казахстане, особенно на фоне запрета проведения акции, аналогичной российскому шествию «Бессмертного полка». Многие казахстанцы возмущены и обеспокоены сложившейся ситуацией. Тем временем в Москву прибыли 80 военнослужащих 37-й десантно-штурмовой бригады имени генерала Панфилова Вооруженных сил Казахстана для участия в параде Победы, сообщила пресс-служба казахстанского Минобороны.
Военное ведомство Казахстана, реагируя на распространение информации о законопроекте, выпустило разъяснение, подчеркнув, что он разработан в рамках модернизации системы национальной безопасности.
«Министерство обороны Республики Казахстан считает необходимым дать официальные разъяснения, чтобы предотвратить искажение фактов и недобросовестные интерпретации. Данный законопроект направлен исключительно на укрепление внутренней безопасности страны и не содержит антироссийской направленности», – говорится в сообщении оборонного ведомства. Представители министерства подчеркнули, что Россия является стратегическим партнером республики, с которым поддерживаются добрососедские и союзнические отношения в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Цель законопроекта – обеспечение внутренней стабильности, защита населения, объектов инфраструктуры и территориальной целостности в условиях военного положения или иных чрезвычайных ситуаций.
Директор Агентства этнонациональных стратегий, доктор исторических наук Александр Кобринский видит в создании подразделений территориальной обороны отсылку к советской практике всеобщей военной подготовки населения. Он не считает саму по себе подготовку граждан к военному делу негативной, главным вопросом, по его мнению, является идеологическое наполнение этих подразделений. Название же – «территориальная оборона» – вызывает ассоциации с украинским опытом и спецоперацией. Хотя Кобринский считает проецирование этого контекста на Казахстан некорректным, но предлагает подумать над сменой наименования, например «Халык милициясы» («Народное ополчение»).
Российское направление, по его словам, является наиболее спокойным участком границы Казахстана, а потенциальная угроза скорее исходит с юга, причем, очевидно, не со стороны Китая. Кобринский выражает озабоченность по поводу нарастающей нестабильности в Центральной Азии и возможности вооруженных конфликтов в регионе.
«Центральную Азию ожидает период серьезных испытаний, и неизвестно, удастся ли избежать вооруженных конфликтов. Опасность представляют не только радикалы, вернувшиеся из Сирии с боевым опытом, но и общая дестабилизация региона. Потенциальные источники напряженности многочисленны: обострение ситуации в Таджикистане или Афганистане, неизбежная борьба за водные ресурсы, а также конкуренция за контроль над логистическими маршрутами. Конфликт Индии и Пакистана, нестабильность в пакистанском Белуджистане – все это блокирует транзитные пути через Афганистан, повышая риски для Центральной Азии. В этих условиях создание подразделений территориальной обороны представляется необходимой мерой», – сказал «НГ» Александр Кобринский.
Россия, по мнению эксперта, глубоко заинтересована в стабильности Казахстана не только геополитически, но и в силу исторической и культурной близости. Многовековые связи, большое русское население, восприятие Казахстана как братской республики – все это формирует особое отношение России к этой стране. Эксперт напоминает, что вхождение Казахстана в состав Российской империи началось еще в 1731 году, задолго до присоединения, например, Белоруссии. Это, по его словам, подчеркивает глубину исторических связей. «Россия готова прилагать значительные усилия для поддержания мира и спокойствия в Казахстане, что подтверждается и ее оперативной помощью во время январских событий 2022 года. Стабильность Казахстана – ключевой фактор безопасности всей Центральной Азии», – сказал в заключение Александр Кобринский.