Картошка по-прежнему остается национальным продуктом белорусов. Фото Reuters
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии провело рейд по овощехранилищам и доложило, что картошки там вполне достаточно. Ранее были проверены торговые сети. Тревогу, как пояснило ведомство, вызвал дисбаланс на картофельном рынке, который возник из-за того, что производителям было выгоднее продавать ее за рубеж. Сказались издержки политики удержания слишком низких предельных цен на этот продукт. И новому премьеру пришлось их на днях заметно повысить. Впрочем, до этого проблемой озаботился сам Александр Лукашенко. Но не только картошка беспокоит президента. В понедельник он занялся проблемой лесхозов.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) отчиталось о том, что проверило наличие и качество картофеля, а также других овощей «борщевого набора» в 20 овощехранилищах страны. Ведомство заверило, что «в целом в обследуемых стабилизационных фондах картофель имеет надлежащее качество, соответствует требованиям ГОСТ 7176–2017 «Картофель продовольственный» и хранится в объемах, достаточных для выполнения заявок».
Ранее наличие и качество картошки проверили в торговой сети. Официальный представитель МАРТ Дарья Полозкова сообщила журналистам: «Картофель, как и другие овощи из «борщевого набора», имеется в ассортименте. Правительством приняты оперативные меры по решению ситуации, которая возникла из-за диспаритета цен, когда нашим производителям выгоднее было поставлять картошку на внешние рынки».
И пояснила, что в целях решения этой проблемы «предельная максимальная отпускная цена на картофель увеличена с 76 коп. до 1 руб.».
Действительно, постановлением Совета министров, подписанным премьер-министром Александром Турчиным на днях, «увеличены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на картофель свежий продовольственный, за исключением мытого, капусту белокочанную свежую, за исключением ранней, и лук репчатый, за исключением красного и белого, которые будут действовать до 15 мая 2025 года».
Что же случилось с, можно сказать, брендовым продуктом Белоруссии? Как мог возникнуть дефицит картошки? Собственно, власти и не используют такой термин. Его вовсю применяют оппозиционные информационные ресурсы. Они утверждали, что об этом заранее предупреждали фермеры – из-за сдерживания цен выращивать картошку многим стало невыгодно, потому объемы ее производства должны были неизбежно сократиться.
Характерно, что одновременно с повышением ценовой планки правительство Белоруссии продлило лицензирование вывоза картофеля из страны на три месяца. Экспорт картофеля разрешен по разовым лицензиям, которые выдаются МАРТ по согласованию с Минсельхозпродом, облисполкомами и Минским горисполкомом.
«Лицензирование позволит обеспечить контроль над запасами, а также за экспортными потоками картофеля в связи с растущим спросом и высокой ценой на него за пределами Республики Беларусь», – поясняет пресс-служба правительства.
Изначально эта мера была принята на три месяца в декабре 2024 года, дабы гарантированно обеспечить картофелем внутренний рынок в межсезонье. Однако, судя по всему, она не сработала. В конце февраля Александру Лукашенко пришлось лично погрузиться в картофельный вопрос и устроить разнос подчиненным.
«Мне пишут тут некоторые: вошли в положение, картошка плохая, а импортная лучше, чем наша. Почему она лучше? Почему? Хранится плохо? У Шулейко в «Александрийском» построили хранилище. Не дай бог, я там мимо буду ехать, заеду и там не будет оно заполнено, забито до потолка. Головой за это ответите. Поэтому надо разбираться», – угрожающе заявил тогда Лукашенко.
Разбирательство в итоге привело к тому, что на этот продукт первой необходимости и гордость страны все же пришлось повысить отпускную цену.
Но конечно, не только картошка в системе, где президент заботится обо всем, требует личного внимания Лукашенко. В понедельник во время рабочей поездки в Витебскую область он посетил агрогородок Копысь и озаботился проблемами деревообработки.
Министр лесного хозяйства Александр Кулик доложил президенту о ситуации в отрасли. И тот в ответ немедленно продемонстрировал характерный для него глобальный подход. «Вот это говорит о том, где наши деньги и наша перспектива. Даже не в нефтепереработке. У нас свое сырье, это надо развивать. И все, что соответствует этому сырью», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Но деревообработкой не ограничился, а посетил заодно и молокозавод, и пекарню. И везде давал очень точные и профессиональные указания. Например, покидая пекарню, поручил: «Чтоб через год здесь выпекалось столько хлеба, сколько нужно».
Осмотрев агрогородок, президент сделал главный вывод: «Надо взять и прекратить эту бездумную стройку и стягивать людей в крупные города». И выразил уверенность, что перспектива – в развитии поселков городского типа. При этом президент резонно заметил: «Люди переедут, будут жить и работать. Для людей надо создать условия». Александр Лукашенко немедленно поручил провести ревизию состояния дел в подобных поселениях и определить, что и где нужно сделать.