Владимир Зеленский настаивает на сохранении сильной армии. Фото Reuters
Обязательной гарантией безопасности для Украины должно стать сохранение сильной армии и присутствие контингентов западных союзников, включая США, – для охраны в небе, на суше и море, заявил украинский лидер Владимир Зеленский. Для украинского государства сегодня необходимо сохранить суверенитет и независимость, тогда как утраченные территории он пообещал вернуть позднее, подчеркнул Зеленский.
Киевские СМИ сообщили в понедельник, что погиб командующий 27-й реактивной артиллерийской бригадой Юрий Юла. Тем самым также были подтверждены сделанные накануне заявления депутата Верховной рады Украины Марьяны Безуглой и городского головы Конотопа Артема Семенихина о том, что удар пришелся по военнослужащим 117-й бригады, собранным в этот день на церемонию награждения в конгресс-центре Сумского госуниверситета.
Между тем, как сообщил в понедельник журналистам пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров, в ходе интервью для американского телеканала CBS News глава украинского государства не конкретизировал потери Вооруженных сил Украины (ВСУ). Однако процитированная далее, в том числе киевскими изданиями, цифра в 100 тыс. погибших военнослужащих фигурировала в закадровом сообщении авторов сюжета.
Сам Зеленский назвал ключевыми пунктами будущих гарантий безопасности отказ от сокращения ВСУ, которые, напротив, необходимо продолжить укреплять и финансировать, а также присутствие иностранных воинских контингентов на украинской территории. Такие положения следует реализовать, поскольку нет согласия на вступление Украины в НАТО, которое могло бы послужить самой действенной и простой гарантией безопасности страны.
По его словам, Украина воспринимает США как стратегического партнера. Поэтому в Киеве хотели бы, чтобы Соединенные Штаты приняли участие в обеспечении безопасности Украины – в частности, направив свой контингент для защиты ее неба посредством авиации и систем ПВО (противовоздушной обороны). Хотя дело должно найтись для всех союзнических войск. «Кто-то на земле, кто-то в небе, кто-то на море», – перечислил Зеленский вероятные сферы использования предполагаемых контингентов.
Все продвигаемые им требования – по вступлению Украины в НАТО, сохранению состава и численности ВСУ и введению иностранных воинских контингентов – противоречили изначально заявленным руководством России условиям мирного урегулирования. И на таком фоне еще более абсурдными выглядели разъяснения украинского президента, что перемирие не работает из-за несоблюдения российской стороной достигнутых договоренностей и отсутствия у нее заинтересованности в завершении масштабного военного конфликта, продолжающегося с февраля 2022 года.
В понедельник глава Запорожской областной военной администрации Иван Федоров также рассказал об атаке российского дрона по местной АЗС, из-за чего на станции возник пожар. Хотя Запорожская атомная электростанция с марта 2022 года находится на подконтрольной России территории. А потому упомянутое заявление, подобное прочим многочисленным утверждениям Киева о том, что россияне сами обстреливают все это время подконтрольную им станцию, допустимо воспринимать лишь как подтверждение продолжающихся атак ВСУ по энергообъектам РФ.
Показательно, что в том же интервью украинский президент также рассуждал о том, каким он видит возможный будущий «справедливый мир». По его определению, сейчас основная задача для Украины – не потерять суверенитет и независимость. А все утраченные территории она обязательно возвратит впоследствии. «Мы их вернем. Когда и как – не могу сказать», – признался Зеленский.
Но поскольку он все же отказался от традиционного обязательного требования – по соблюдению также территориальной целостности Украины, – не свидетельствует ли это все же о некотором смягчении подходов Киева к урегулированию конфликта?
Как заметил в беседе с «НГ» политолог Сергей Михеев, он никакого смягчения не заметил. Видимо, допустил эксперт, представители Киева прощупывают сегодняшнюю ситуацию, несколько меняя свою риторику. В целом она стала даже более жесткой, поскольку Киев продолжает продвигать те решения, которые в Москве изначально объявили неприемлемыми.
«Очевидно, украинские власти сегодня не ощущают реального воздействия со стороны США и полагают, что реакции Вашингтона могут не опасаться. В то время как в Европе им продолжают обещать поддержку. К тому же и в России хотя и обозначают собственные красные линии, однако не предпринимают решительных мер, чтобы обеспечить их соблюдение. И это тоже убеждает украинских руководителей в том, что им не следует чего-то опасаться», – пояснил собеседник «НГ».
Между тем состоявшийся в конце прошлой недели в Брюсселе очередной сбор «коалиции желающих», на котором, в частности, обсуждалась возможность отправки иностранных контингентов на украинскую территорию, западные СМИ в целом сочли провальным. Так как из 30 стран-участниц только шесть, включая Британию, Францию и государства Прибалтики, подтвердили свою готовность это сделать. Но, как разъяснил в обнародованном в понедельник интервью министр обороны Эстонии Ханно Певкур, в дальнейшем количество желающих поучаствовать в миротворческой миссии может возрасти, когда будет прояснен ряд моментов.
«Есть много вопросов: какой будет мандат, какие правила ведения боевых действий, должно ли уже действовать прекращение огня. Когда мы сможем решить эти вопросы, а также некоторые другие – в частности, по военному планированию, – тогда мы сможем увидеть значительно большее количество стран, готовых быть в Украине, чтобы восстанавливать украинские силы», – подчеркнул глава Минобороны Эстонии.
Похоже, его не смутило, что в подобной трактовке предполагаемые миротворческие контингенты (для которых также предстоит определить «правила ведения боевых действий») явно таковыми не являются. Как и то, что для России наличие иностранной военной угрозы представляется одной из ключевых первопричин текущего конфликта.