Александр Лукашенко: «В Белоруссии определились с идеологией». Фото www.president.gov.by
Александр Лукашенко подписал директиву «О реализации основ идеологии белорусского государства». Гражданам регулярно будут разъяснять, в каком государстве они живут и как должны понимать его цели и смысл.
Пресс-служба Лукашенко сообщает: «Директивой предусматривается утверждение концептуальных основ идеологии белорусского государства, пропаганда разделяемого всем обществом понимания государственности белорусского народа, унификация подходов по проведению идеологической работы с населением и ее оценке, обязанность реализовывать идеологию белорусского государства во всех сферах и субъектах хозяйствования независимо от формы собственности, обеспечение вовлечения в прогосударственное информационно-идеологическое поле граждан, занятых в частном секторе».
Таким образом, из этого текста следует, что отныне в Белоруссии никто не отвертится от участия в созидании единообразного и безальтернативного понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо».
В самой директиве эта мысль конкретизирована: «В качестве субъектов реализации идеологии белорусского государства определить: государственные органы, в том числе местные советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы; учреждения образования, культуры, науки, спорта, здравоохранения, социальной защиты и иные общественные институты; юридические лица, на которые возложены функции редакций средств массовой информации; общественные объединения и политические партии; иные субъекты хозяйствования».
Собственно, можно было сформулировать и короче: все субъекты и объекты, находящиеся на территории Беларуси, обязаны разделять и внедрять ее уникальную идеологию везде в границах данного государства.
Но в чем же авторы документа видят эту уникальность?
К директиве прилагаются «Основы идеологии белорусского государства». В них сообщается, что, хотя «ядром формирования белорусской государственности стали Полоцкое и Туровское княжества», а затем «историческими формами белорусской государственности, которые принадлежат и всем иным сопричастным народам, являлись Древнерусское государство, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя», но «начало становлению национальной белорусской государственности дала Октябрьская революция. Ее результат – провозглашение 1 января 1919 года ССРБ (впоследствии – БССР), которая в качестве равноправного субъекта выступила одной из учредительниц СССР. Республика Беларусь с 1991 года является правопреемницей БССР. Реальный суверенитет и независимость белорусского государства были достигнуты в период после установления президентской формы правления».
Характерно, что этот абзац исключает из легитимного поля весь спектр оппозиционных движений, ведущих свою генеалогию от Белорусской Народной Республики – государства, провозглашенного в Минске 25 марта 1918 года и уже в декабре того же года прекратившего существование вследствие вступления в Минск Красной армии.
Очевидно, что именно советская модель с некоторыми рыночными корректировками и является основой нынешней «уникальной белорусской модели». И социально-экономический раздел «Основ» это подтверждает: «Белорусская экономическая модель предполагает государственное регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества». Утверждается также, что «консолидации белорусского общества способствует коллективизм как форма жизнедеятельности».
Как жить в этом обществе, например, индивидуалисту со склонностью не к президентской, а к парламентской форме правления, документ не объясняет.
Зато государство демонстрирует повышенное внимание к запросам большинства. С 4 по 21 апреля в стране проходит масштабное социологическое исследование. Об этом сообщил директор Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Олег Макаров. Издание «СБ.Беларусь сегодня» цитирует ученого: «Данное исследование позволит комплексно проанализировать актуальные социальные, экономические и политические запросы белорусов, выявить ключевые опасения, стремления и ориентиры общества».
Исследование проводится по инициативе недавно назначенного премьер-министра Александра Турчина в рамках подготовки концепции программы социально-экономического развития страны на 2026−2030 годы. Опрос проводится и в режиме онлайн, и методом поквартирного анкетирования.
Аналитик Сергей Чалый на одном из оппозиционных ресурсов отмечает, что в обществе, где доминирует один лидер и одна идеология, для упрочения власти «нужно просто изменить саму политическую систему. Превратить ее из демократии в выборную автократию, как ее называют политологи. Когда выборы теряют свой первоначальный смысл и превращаются в собственную противоположность – демонстрацию народом степени одобрения действующего главы государства и его курса».
И в этой ситуации повышенную роль начинают играть соцопросы. Они становятся средством легитимации власти. Чалый напоминает результаты опроса, проведенного Центром социально-гуманитарных исследований БГУ в феврале 2025 года – 90,4% респондентов ответили, что довольны результатами президентских выборов.