Премьер-министр Молдавии Дорин Речан не захотел обсуждать с профсоюзными лидерами долги по зарплате железнодорожникам. Фото с сайта www.gov.md
Железнодорожники Молдавии 14 марта выйдут на массовый протест к зданию правительства в Кишиневе в связи в невыплатой зарплат. Если не последует срочных решений, 17 марта они обещают остановить Железную дорогу Молдавии (ЖДМ). В аппарате ЖДМ «НГ» рассказали, что дорога нерентабельна, в республике осталось не более 2 млн человек, у половины из которых есть автомобили, остальные пользуются автобусами и самолетами. А владельцы автофур ждут остановки ЖДМ, так как станут единственными грузоперевозчиками в стране. А ЖДМ скорее всего пойдет с молотка.
Ситуация на Железной дороге Молдавии становится все более напряженной. Работники железнодорожного узла из города Бельцы на севере республики частично приостановили свою деятельность, протестуя против задолженности по зарплате, которая копилась почти семь месяцев. Многие из них уже подали заявления об увольнении, и если проблема не будет решена до 17 марта, вся железнодорожная деятельность на севере страны может быть заблокирована. К железнодорожникам на севере страны присоединяются и служащие остальных участков ЖДМ.
Работники Окницкого железнодорожного узла в воскресенье начали забастовку до получения зарплат, сообщил лидер профсоюзного комитета Окницкого железнодорожного узла Дмитрий Фисюк. «В соответствии с законом мы направили руководству уведомления о прекращении деятельности с 10 марта 2025 года», – заявил он. Окницкие железнодорожники поддерживают рабочих железнодорожных узлов городов Унгены и Бессарабка, которые сталкиваются с такими же проблемами.
Председатель Федерации профсоюзов железнодорожников Ион Запорожан заявил, что ситуация критическая: «Люди в отчаянии. Им нечего есть, им не на что отправлять детей в школу. Я попросил власти представить, каково это – не получать зарплату в течение двух месяцев. Сотрудники ЖДМ не получали ее более полугода. Как вы думаете, как они справляются?»
Ситуация на железной дороге накануне обсуждалась на встрече с премьер-министром Дорином Речаном, однако, по словам Иона Запорожана, вопрос зарплат не поднимался: «До сегодняшнего дня у меня еще была капля оптимизма, но теперь я понимаю, что все трагично».
Председатель Федерации профсоюзов железнодорожников предупредил о том, что последствия могут быть серьезными: если железнодорожники не выйдут на работу 17 марта, то железнодорожное движение может быть парализовано. При этом он добавил: «Я не знаю, к кому еще обращаться».
Долги по зарплате для почти 5 тыс. сотрудников ЖДМ превышают 191 млн леев (955 млн руб.). ЖДМ сталкивается со все большими трудностями из-за нехватки дизельного топлива и проблем с логистикой, а отсутствие финансирования ставит под угрозу всю железнодорожную систему. «У нас нет дизельного топлива, у нас нет газа, у нас нет ресурсов, но у нас огромные долги», – подвел итог Запорожан.
Между тем сотрудник аппарата ЖДМ, попросивший не называть его имени, рассказал «НГ», что Молдавская железная дорога нерентабельна, и потому правительство ею не занимается. «У нас страна маленькая, в ней осталось жить менее 2 млн человек, остальные уехали на заработки в Евросоюз и Россию, где многие и останутся. Половина жителей страны имеют автомобили, остальные пользуются автобусами и самолетами. Автомобильные и авиаотрасли сохранятся, а железная дорога остановится, и вряд ли ее кто-то купит. Грузовые перевозки возьмут на себя владельцы автофур, они ждут, когда ЖДМ перестанет работать. У нас происходит то, что уже случилось в странах Прибалтики», – отмечает молдавский железнодорожник. А 5 тыс. рабочих и служащих ЖДМ, по его мнению, зарплаты получат, но только с помощью Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Правительство Молдавии вынуждено будет выплатить железнодорожникам долги по зарплате. И «проведет сокращения численного состава до 500 человек, которые будут охранять дорогу и имущество ЖДМ до того, как она будет выставлена на продажу», считает собеседник «НГ».
Напомним, за последние несколько лет Железные дороги Молдавии оказались в кризисе на фоне снижения объема грузоперевозок. На данный момент проблема с выплатами остается нерешенной, что и спровоцировало продолжение протестов. Объявленный на 14 марта протест может стать для отрасли последним.