В Молдавии на ходу лишь один железнодорожный состав. Фото с сайта www.mt.ro
Работники Окницкого железнодорожного узла в воскресенье начали забастовку до получения зарплат, которые им не выплачивают больше полугода. По словам председателя профсоюзного комитета Окницкого железнодорожного узла Дмитрия Фисюка, ситуация стала невыносимой. Из-за протеста железнодорожников прекратилось движение поездов из Кишинева в Киев. Единственный город, куда можно еще добраться по железной дороге, это Бухарест. И то пока.
«В соответствии с законом мы направляем руководству уведомления о прекращении деятельности с 10 марта 2025 года. Мы призываем всех остальных, кто еще не присоединился к нам, поддержать нас, чтобы мы наконец смогли получить зарплату», – заявил председатель профсоюзного комитета Окницкого железнодорожного узла Дмитрий Фисюк в видеообращении, опубликованном в социальных сетях.
Он уточнил, что поддерживает действия коллег из других городов, таких как Унгены, Бельцы и Басарабяска, которые сталкиваются с такими же проблемами – задолженностью по зарплате.
Финансовые проблемы Молдавской железной дороги сохраняются уже несколько лет. По состоянию на начало этого года задолженность по зарплате составила 191 млн леев (950 млн руб.).
За последние несколько лет железные дороги Молдовы (ЖДМ) оказались в кризисе на фоне снижения объема грузоперевозок. В 2021 году на южных отделениях компании прошли забастовки, которые привели к временной блокировке путей. В 2022 году благодаря поддержке Европейского союза власти Молдавии инициировали срочную модернизацию железнодорожной инфраструктуры с целью увеличения объема грузоперевозок с Украиной.
В феврале 2024 года сотрудники предприятия снова бастовали, выражая недовольство многомесячной задержкой зарплат. В августе через профсоюз было направлено обращение премьер-министру Дорину Речану с просьбой устранить задолженность по заработной плате, достигшую 7,75 млн долл.
На данный момент проблема с выплатами остается нерешенной, что и спровоцировало продолжение протестов.
Беспрецедентный кризис на железных дорогах Молдовы перерос из экономической проблемы в политический, считает экономист Вячесла Ионицэ. По его словам, госпредприятие столкнулось с тяжелейшей ситуацией за последние 75 лет. По данным эксперта, пассажирские перевозки сократились на 13% по сравнению с 2023 годом, а грузовые обрушились на 39%. «Без срочного вмешательства властей ЖДМ рискует исчезнуть навсегда. Если мы не будем действовать сейчас, то окончательно потеряем железную дорогу как стратегический объект инфраструктуры», – добавил он.
В 2013 году в Молдавии объявили о реформировании железной дороги. Большой проект, который власти обещали реализовать совместно с румынскими коллегами, оказался мыльным пузырем. Было отремонтировано пять еще советских поездов в Румынии, пишут «Молдавские ведомости». Модернизация обошлась в 11 млн евро. В то время министром транспорта был Анатол Шалару, а директором ЖДМ – Виталий Струна, который сегодня находился под следствием по делу об отмывании денег дороги.
Два из отремонтированных поездов вскоре после ремонта загорелись. В декабре 2022 года загорелся локомотив поезда Кишинев–Яссы, а через год после реконструкции, в 2014 году, запылал один из поездов, следовавших в приграничный с Румынией город Унгены. После этого Анатол Шалару уехал в Румынию и в Молдавии не появляется. Он понимает, что у молдавской прокуратуры могут возникнуть к нему неприятные вопросы. Поэтому один из самых ярких представителей прошлого поколения евроинтеграторов и опасается приезжать в Республику Молдова (РМ), делает вывод издание.
Вице-премьер, министр инфраструктуры РМ Владимир Боля заявил в телеэфире, что «железнодорожный парк, модернизированный при Шалару, близок к краху». Из пяти единиц только две все еще находятся в рабочем состоянии, одна из них работает только с помощью маневрового локомотива.
По его словам, один из локомотивов работает на маршруте Кишинев–Унгены, а второй, предназначенный для маршрута на Яссы (город в Румынии. – «НГ»), имеет неисправную головку поезда и буксируется маневровым локомотивом. «Было несколько экспериментальных поездов, восстановленных в Румынии, но их вряд ли можно отремонтировать», – сказал Боля.
«Вот как выглядит эффективность в представлении наших реформаторов: сначала разрушаешь что-то работоспособное, а потом вкладываешь деньги и ресурсы, чтобы построить то же самое с нуля», – отметил экс-министр образования РМ Корнелиу Попович, считая, что единственным результатом реформ является пустая трата государственных ресурсов.
О том, что железной дороги в Молдавии больше нет, в стране говорят все, начиная от служащих ЖДМ и заканчивая политиками и журналистами. Железной дороге Молдовы угрожает банкротство, заявил лидер Партии социалистов Игорь Додон. «Банкротство ЖДМ по вине властей, не способных стабилизировать ситуацию», прогнозирует и бывший руководитель предприятия Олег Тофилат. Что мешает выходу из кризиса железнодорожной отрасли и развитию молдавской экономики в целом, объяснил в кишиневских СМИ бывший депутат парламента Молдавии Николай Паскару.
Он отметил, что «проблемы молдавской железной дороги тянутся уже долгие годы, начиная с 2009 года. Именно тогда, после революции 7 апреля и прихода к власти «Альянса за европейскую интеграцию», началось ее системное разрушение. С приходом новой власти управление железной дорогой Молдовы перешло под контроль ставленников альянса, находившегося под мониторингом Европейской комиссии».
За весь этот период железная дорога ни разу не стала прибыльной, подчеркнул Паскару. Напротив, все усилия были направлены на уничтожение ее потенциала. Крупные заказы передавались сторонним транспортным компаниям либо украинским железным дорогам, что значительно подрывало экономическую устойчивость отрасли. Кроме того, начиная с 2009 года против руководства железной дороги было открыто около 20 уголовных дел, связанных с отмыванием денег, закупкой программного обеспечения по завышенным ценам (стоимостью в миллионы евро) и другими махинациями, отметил бывший депутат.
«Отдельного внимания заслуживает ситуация с вагонами. Молдавская железная дорога списывала их под предлогом утилизации, несмотря на то что вагоны находились в хорошем состоянии. Впоследствии они перепродавались на Украину по фиктивным документам. Затем эти же вагоны, уже формально арендованные у украинских компаний, использовались в молдавской железнодорожной сети. Такие схемы, повторяющиеся из года в год, привели к разрушению инфраструктуры и практически полной утрате доверия к руководству железной дороги. Решение этих проблем требует прозрачности, системного подхода и пересмотра прежних управленческих решений», – сделал вывод Паскару.
Он заметил: «Ситуация усугубляется продажей земель вокруг железной дороги и списанием пригодных к эксплуатации поездов. За миллионы долларов были закуплены составы из США, которые оказались неэффективными в условиях Молдовы. Все это превращает железную дорогу в «черную дыру» молдавской экономики, где коррупция процветает, а перспективы развития оказываются уничтожены. К сожалению, нынешние власти Молдовы не способны справиться с этой ситуацией».