Глава МИД Грузии Мака Бочоришвили провела в Анкаре переговоры с турецким коллегой Хаканом Фиданом.
Фото с сайта www.mfa.gov.ge
Президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган в ближайшее время может посетить Тбилиси. Об этом в ходе визита в Анкару рассказала глава МИД Грузии Мака Бочоришвили. В Турции подчеркнули важность стратегического партнерства с кавказской республикой, а также намекнули, что Ереван может последовать примеру Тбилиси.
Бочоришвили совершила свой первый официальный визит в Турцию. Анкара и Тбилиси – стратегические партнеры. На Турцию приходится 13,9% торгового оборота Грузии. В прошлом году они наторговали более чем на 3 млрд долл. В 2025-м республики хотят довести эту цифру до 4 млрд долл. В том числе этому должно способствовать развитие Срединного коридора, связывающего Китай с Европой, и железная дорога Баку–Тбилиси–Карс. Также власти Грузии надеются, что Турция будет поддерживать их страну на пути вступления в НАТО.
Как сказала Бочоришвили, сегодня вокруг Анкары и Тбилиси много вопросов, «решение которых требует мудрости, осторожности и неустанного труда, чтобы в нашем регионе был мир, чтобы мы могли больше думать об экономическом развитии». Она подчеркнула, что Грузия высоко ценит формат трехстороннего сотрудничества с Турцией и Азербайджаном.
«На протяжении десятилетий это стратегически важное единство дало нам возможность реализовать много полезных проектов. Надеюсь, в будущем у меня будет возможность продолжить работу с вами в этом формате и вместе внести вклад в дальнейшее укрепление нашего стратегического партнерства», – сказала Бочоришвили. Министр сообщила, что в ближайшее время Эрдоган может посетить Тбилиси.
В свою очередь, глава МИД Турции Хакан Фидан поставил внешнюю политику Тбилиси в пример другим странам региона. «Турция, Азербайджан и Грузия давно участвуют в развитии весьма важных проектов, имеющих достаточно высокую стратегическую функцию. Министр уже отметила, что участие всех трех стран имеет решающее значение в развитии этих проектов, и все это, конечно, в конечном итоге даст нам возможность установить мир в регионе. Особенно возможности Каспийского моря в развитии как европейских, так и мировых рынков. И конечно, Черноморский регион и его потенциал имеют первостепенное значение. Это могут быть не громкие проекты, но очень важно развивать их с региональной точки зрения. У нас уже есть образцовые отношения с тремя странами – Турцией, Грузией и Азербайджаном, и это можно считать образцовой моделью для других стран региона», – заявил глава МИД Турции.
Очевидно, что под другими странами Фидан имел в виду Армению. С 2023 года Ереван продвигает свой проект «Перекресток мира» на Южном Кавказе, к реализации которого хочет привлечь в том числе Турцию. Анкара не против этой инициативы и даже ведет с армянскими властями переговоры о разблокировании прямого сообщения между странами.
В последний раз представители двух стран встретились 20 февраля в рамках зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вене. «На встрече были обсуждены вопросы, касающиеся нормализации отношений между двумя странами. Двусторонне была отмечена важность скорейшего разблокирования дорог и других инфраструктур региона и развития экономических отношений», – рассказал секретарь фракции «Гражданский договор» в армянском парламенте Артур Ованнисян.
Впрочем, о прорыве говорить рано. Сначала турки хотят, чтобы Ереван заключил мирный договор с Баку. По словам премьер-министра Армении Никола Пашиняна, в проекте документа осталось согласовать два пункта из 17. Кроме того, азербайджанцы ждут, что Армения примет новую Конституцию, которая исключит даже теоретическую возможность выдвижения их стране требований по независимости Нагорного Карабаха.
Научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян рассказал «НГ», что отношения Грузии и Турции на самом деле не безоблачны, но Армения при всем желании не сможет выйти даже на такой уровень. «В рамках политики сближения с Анкарой Тбилиси довольно много заработал, правда, не только денег, но и проблем. К примеру, в Аджарии становится все больше мусульман, а заключенное Михаилом Саакашвили соглашение о свободной торговле, по его же признанию, оказалось большой ошибкой. С другой стороны, значительные турецкие инвестиции перевешивают эти минусы», – сказал Микаелян.
По словам эксперта, исходные позиции Армении намного хуже, чем были у Грузии. «Прежде всего Армения де-факто находится в состоянии войны с Турцией. В том числе об этом говорят закрытая граница и эмбарго. Кроме того, Турция направляет Азербайджан против Армении, так как ее задача – проложить себе дорогу в Центральную Азию по армянской территории. Некоторые считают, что смена власти в Анкаре может привести к изменению ее внешней политики, но так было и до Эрдогана», – заключил Микаелян.
Главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Крылов считает, что для налаживания отношений с Анкарой одного мира с Баку будет недостаточно. «Мирный договор, новая Конституция и так называемый Зангезурский коридор будут только первыми шагами Еревана. Также ему придется разорвать оборонное сотрудничество с Францией и Индией, а затем разоружиться. В целом, чтобы Азербайджан и Турция перестали видеть в Армении стратегического противника, все уступки армянских властей должны быть односторонними. В конце концов армянам придется отказаться от своей национальной идентичности. Этот процесс может начаться с отказа от требования к Турции признать геноцид армян… Есть мнение, что Пашинян уже движется в этом направлении», – сказал «НГ» Крылов.
По словам Крылова, Грузия находится в схожем положении. В частности, в Аджарии турецкий язык уже весьма распространен, и в будущем это может привести к тому, что влияние Турции и Азербайджана на Тбилиси еще больше возрастет. В то же время «Грузинская мечта» проводит консервативную, национально ориентированную политику, что делает ее положение более устойчивым. В свою очередь, курс Пашиняна на открытый и демократичный мир в условиях Южного Кавказа может завести Армению в ловушку.