Шахбаз Шариф и Шавкат Мирзиёев подтвердили курс на развитие сотрудничества. Фото с сайта www.president.uz
Лидеры Узбекистана и Пакистана Шавкат Мирзиёев и Шахбаз Шариф на переговорах в Ташкенте 26 февраля подтвердили курс на расширение стратегического партнерства. Для активного развития деловых и торговых связей будет проводиться Форум регионов. Особое внимание было уделено вопросам транспортной взаимосвязанности и расширению транзитного потенциала, включая использование пакистанского порта Карачи. Реализация этих амбициозных планов, ключевым элементом которых станет строительство Трансафганской железной дороги, призвана связать Центральную и Южную Азию, обеспечив мощный импульс экономическому росту всего региона.
Пакистан расширяет региональное сотрудничество. Накануне премьер-министр Шахбаз Шариф побывал в Азербайджане, где провел переговоры с президентом Ильхамом Алиевым и принял участие в бизнес-форуме предпринимателей двух стран. По итогам его визита в Баку 23–25 февраля 2025 года был согласован пакет инвестиционных соглашений на сумму более 2 млрд долл. Подписание этого документа состоится в Исламабаде в ходе будущего визита азербайджанского лидера, дата которого пока уточняется. Пакистан и Азербайджан договорились о совместной работе в оборонной промышленности и фармацевтической отрасли.
С Узбекистаном Пакистан сотрудничает давно и встречается часто. Президент Шавкат Мирзиёев посещал Пакистан 3–4 марта 2022 года. Приезжал в Ташкент в том же 2022 году и Шахбаз Шариф. В ходе нынешнего визита Шавкат Мирзиёев и Шахбаз Шариф обсудили направления для расширения стратегического партнерства, сообщила пресс-служба президента Узбекистана. По итогам прошлого года, торговый оборот между странами достиг 404,5 млн долл., приблизившись к намеченным главами двух государств целям доведения в ближайшее время данного показателя до 500 млн долл. Лидеры поставили цель довести объем взаимной торговли до 2 млрд долл. в соответствии с принятой дорожной картой.
Эксперты эти планы называют вполне реальными, поскольку экспорт из Узбекистана в Пакистан за последний год вырос в 1,5 раза, достигнув 299,5 млн долл. Пакистан стал пятым по величине рынком сбыта для узбекской плодоовощной продукции (124,7 тыс. т на 192,3 млн долл.). Объем грузоперевозок через коридор Узбекистан–Афганистан–Пакистан увеличился в 5 раз. По инициативе узбекского президента будет проводиться Форум регионов Узбекистана и Пакистана.
Сегодня в Узбекистане действует 130 совместных предприятий с участием пакистанского капитала. Объем автомобильных грузоперевозок увеличился почти в 6,5 раза, достигнув 354 тыс. т в 2023 году. В регионах республики реализованы инвестиционные проекты в партнерстве с крупными пакистанскими компаниями в Сырдарьинской, Ташкентской, Наманганской областях и городе Ташкенте.
Для продвижения торговых отношений создан Международный торговый дом UzbekPak International Trading Centre. Этот центр становится площадкой, где будут демонстрироваться достижения промышленности Узбекистана, в том числе изделия текстильной промышленности, сельского хозяйства и продукты питания. Выставки Made in Pakistan и Made in Uzbekistan также расширяют масштабы торгового и культурного сотрудничества. Например, по итогам состоявшегося в июне 2024 года бизнес-форума, включавшего выставку Made in Pakistan и транспортно-логистический форум, было заключено контрактов на сумму более 180 млн долл. В начале февраля нынешнего года в Лахоре состоялась Национальная выставка промышленной продукции Made in Uzbekistan.
Работает межправительственная комиссия, уже прошло 10 заседаний, сопровождавшихся бизнес-форумом и встречами в формате B2B/G2B, на которых представлен инвестиционный потенциал Узбекистана. Следующее заседание Межправительственной комиссии состоится в июле в Лахоре. Интерес Пакистана в основном сводится к сотрудничеству в текстильной, строительной, кожевенной, пищевой промышленности, а также в сфере логистики и транспорта.
В центре внимания стран – проект Трансафганской железной дороги, которая свяжет Центральную и Южную Азию, обеспечив Узбекистану доступ к портам Пакистана. Маршрут Термез–Мазари–Шариф–Кабул–Пешавар протяженностью 760 км оценивается в 4,8 млрд долл. Строительство займет не менее 5 лет, а срок доставки грузов из Узбекистана в Пакистан сократится с 35 до 3−5 дней. В реализации и последующей эксплуатации дороги заинтересована и Россия (см. «НГ» от 22.02.24). Эту возможность обсуждал президент Шавкат Мирзиёев с главой РФ Владимиром Путиным.
«Экономическая и политическая значимость взаимодействия с Исламабадом для Ташкента за последние годы существенно выросла. Причина тому – укрепившиеся торгово-экономические связи, а также тот факт, что власти Узбекистана целенаправленно стремятся решить непростую задачу по развитию транспортно-логистических маршрутов в южном направлении», – сказал «НГ» руководитель Центра общественной дипломатии и анализа мировой политики, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Воробьев.
Пакистан, по его словам, с емким внутренним рынком начинает играть все большее значение для экспорта узбекской продукции – пищевой, сельскохозяйственной и не только. Важно и то, что Узбекистан имеет положительное сальдо внешней торговли с Пакистаном, то есть дальнейшее расширение экспорта в Пакистан, над чем в ходе переговоров руководство Узбекистана активно работает как в рамках переговоров на высшем уровне, так и в ходе бизнес-форума, принесет еще больше выгод узбекским производителям и в конечном итоге казне.
Безусловно, проект трансафганской железной дороги также важен для обеих стран, подчеркнул эксперт. «Однако, несмотря на большие подвижки в этом направлении, его реализация по-прежнему сопряжена с большими политическими рисками. Тем более что в последние месяцы внутри афганского руководства углубился раскол между более умеренными и более радикальными фракциями», – отметил Воробьев.