0
264
Газета СНГ Печатная версия

26.02.2025 19:43:00

Молдавская железная дорога сдает рельсы в металлолом

Поезда из Кишинева следуют только в Украину и Румынию

Тэги: молдавия, экономический кризис, железная дорога, металлолом, невыплаты зарплат


молдавия, экономический кризис, железная дорога, металлолом, невыплаты зарплат От Железной дороги Молдавии скоро останется только вокзал. Фото Reuters

Глава Железной дороги Молдавии (ЖДМ) Сергей Томша подал в отставку. Директор Агентства публичной собственности (АПС) Роман Кожухарь сказал журналистам, что Томшу уговаривают передумать или хотя бы подождать, пока правительство не найдет нового кандидата на непопулярную должность. Дело в том, что ЖДМ уже полгода не платит служащим зарплату, наращивая долги. Министр инфраструктуры и регионального развития Владимир Боля посоветовал руководству дороги «сдать что-то на металлолом и выручку направить на выплату зарплат».

Сергей Томша ранее уже подавал прошение об отставке, но отозвал его. С февраля 2024 года он исполняет обязанности генерального директора Железной дороги Молдавии после отставки прежнего руководителя предприятия Олега Тофилата. 

В Агентстве публичной собственности Томшу уговаривают остаться – хотя бы до прихода нового главы ЖДМ, рассказал журналистам глава АПС Роман Кожухарь. Но, как показывает опыт, руководители ЖДМ долго не задерживаются на этом посту.

По словам лидеров профсоюза железнодорожников, компания столкнулась с тяжелой экономической ситуацией: задолженность по зарплате превысила 191 млн молдавских леев (примерно 900 млн российских рублей) на 4865 рабочих и служащих. Железнодорожники организовали несколько акций протеста, очередная объявлена на 28 февраля.

Министр инфраструктуры и регионального развития Владимир Боля заявил в телеэфире, что руководство ЖДМ «само знает, как нужно найти средства на выплату задолженности по зарплате». Например, «можно сдать что-то на металлолом».

«Они (руководство ЖДМ. – «НГ») стремятся продать то, что не используется, например, есть 85 локомотивов, которые полностью разрушены, и вагоны, которые полностью разбиты. Существующая база металлолома очень хорошая. У них есть комиссия, которая этим занимается. Министерство в этом не участвует. Они устанавливают отпускные цены. Я им сказал, что аукцион должен быть международным, если найдутся покупатели из Турции или Румынии, они смогут выручить больше денег», – сказал министр.

Владимир Боля отметил, что при следующей корректировке бюджета в парламенте «есть намерение внедрить механизм субсидирования железнодорожной инфраструктуры, чтобы финансово поддержать» дорогу.

Кроме того, министр предложил продать Дворец культуры железнодорожников в Кишиневе и другие активы. Больницу железнодорожников, считавшуюся одной из лучших в молдавской столице, уже передали Минздраву. «А не затевалась ли вся эта железнодорожная драма именно ради присвоения квадратных метров в центре Кишинева?» – задают вопрос «Молдавские ведомости».

Уже 10 лет предприятие не выходит из долгов. При этом руководство жалуется на «нападки и дезинформацию», «политическое вмешательство», которое «порочит имидж, компрометирует и подрывает фундаментальные ценности ЖДМ». В феврале 2020 года на заседании парламентской комиссии было заявлено, что государственное предприятие «Железная дорога Молдовы» полностью прекращает движение местных и пригородных поездов. Представитель ЖДМ заявил, что пассажирские перевозки внутри страны оборачиваются для предприятия ежемесячным ущербом в 9–12 млн леев (порядка 60 млн руб.).

С марта 2020 года из-за пандемии было приостановлено движение международных пассажирских поездов, среди которых были прибыльные маршруты Кишинев–Москва, Кишинев – Санкт-Петербург, Кишинев–Одесса и ряд других. Они так и не были восстановлены. С Россией сообщение было закрыто по политическим мотивам – после прихода к власти в декабре 2020 года президента Майи Санду. В Одессу поезда не ходят из-за конфликта в Украине.

Работники ЖДМ рассказали «НГ», что в настоящее время поездом из Кишинева можно доехать до Киева, Бухареста, Ясс (город в Румынии) и Унген – города на молдавско-румынской границе. Раньше, говорят железнодорожники, прибыль приносили грузовые перевозки. Но теперь на восток товарные составы не ходят из-за боевых действий в Украине, а в Евросоюз – по техническим причинам: в ЕС узкоколейки, в Молдавии и колея, и вагоны – еще советские. Переделать их под европейские нормы власти обещают много лет, но ничего не делается. «Создается впечатление, что железная дорога в Молдавии не нужна, и ее целенаправленно банкротят, чтобы потом продать за бани (молдавские копейки)», – предположил собеседник «НГ».  Он остается инкогнито, так как российской прессе запрещено давать комментарии.

По словам служащего ЖДМ, еще недавно приносил прибыль украинский зерновой транзит. «Но потом украинцы поняли, что есть более дешевый путь – по морю. И они протянули свою железнодорожную ветку к молдавскому порту Джурджулешты на Дунае, а оттуда морем грузы поставляются в румынский порт Констанца. Рядом с Джурджулештами находится украинский порт Рени, но он не действует из-за конфликта в Украине», – объяснил «НГ» молдавский железнодорожник.

Между тем стало известно, что Республике Молдова  предоставляется финансовая поддержка в размере 1,9 млрд евро от Европейского союза для экономического развития, интеграции в единый европейский рынок и реализации ключевых реформ. Внедрение плана экономического роста обсудили в среду в Кишиневе вице-председатель парламента Дойна Герман и председатель Комиссии по иностранным делам Европарламента Дэвид Макаллистер. Железные дороги Молдавии в плане не упоминаются.

В то же время, по данным Национального бюро статистики, в прошлом году увеличился объем грузов, перевезенных воздушным путем, – на 19,5%, автомобильным – на 12,4%  и речным транспортом – на 0,2%. Железнодорожный транзит продемонстрировал падение как по объему грузов (–38%), так и по пройденному расстоянию (–38,6%).

Впрочем, с 1 марта глава Молдавии Майя Санду не сможет сесть на поезд Кишинев–Киев, даже если ее пригласит президент Украины Владимир Зеленский, пишут кишиневские СМИ. Потому что окницкие железнодорожники массово подают заявления об увольнении из-за невыплаты зарплат. Если станция Окница будет парализована, «никакой поезд ни в какой Киев из Молдавии не поедет». 


Читайте также


Британия попытается заключить сделку с индийцами в пятнадцатый раз

Британия попытается заключить сделку с индийцами в пятнадцатый раз

Данила Моисеев

В Дели не торопятся идти навстречу Лондону и просят Даунинг-стрит искать компромиссы

0
1662
В Молдавии реанимируют "план Козака"

В Молдавии реанимируют "план Козака"

Судьбу Приднестровья могут решить Москва и Вашингтон

0
3028
Белоруссия готовит молочные реки для Катара...

Белоруссия готовит молочные реки для Катара...

Светлана Гамова

В Молдавии протестуют по примеру Румынии

0
2866
Учебник имени Иона Антонеску

Учебник имени Иона Антонеску

Зураб Тодуа

В молдавские школы поступили книги, в которых радикально пересмотрены подходы к Второй мировой войне

0
2693

Другие новости