Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков постарался донести до сессии ООН правду о своей стране.
Фото со страницы МИД Белоруссии в социальной сети X
Белорусская делегация во главе с министром иностранных дел Максимом Рыженковым 24–26 февраля в Женеве принимает участие в 58-й сессии Совета ООН по правам человека. Глава МИД выступил с яркой речью, в которой обвинил Европу в попрании базовых ценностей. При этом он подчеркнул, что это понимают уже и в Белом доме. Между тем на аналитических интернет-ресурсах обсуждается версия, что как раз возможные переговоры Минска с Вашингтоном могут потребовать прихода на пост министра иностранных дел другого человека. Во вторник президент Александр Лукашенко обсудил с председателем Совета Республики Национального собрания Белоруссии Натальей Кочановой персоналии кандидатов в новый состав правительства.
В Женеве 24–26 февраля проходит 58-я сессия Совета ООН по правам человека (СПЧ) и Конференция по разоружению. В этих мероприятиях участвует белорусская делегация. Между тем 19 марта на той же сессии СПЧ состоится интерактивный диалог, посвященный ситуации с правами человека в Белоруссии. Он будет вестись на основе доклада специально созданной группы экспертов. В этом документе белорусские власти обвиняются в нарушении прав человека. Но Минск не стал дожидаться, когда ему будут на площадке ООН предъявлены подобные претензии, и нанес упреждающий удар.
Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков по прибытии в Женеву выступил с высокой трибуны со встречными обвинениями. «Начну свое выступление очень нетипично для представителя страны, на которую навесили миллион ярлыков в области прав человека. Но я постараюсь очень понятно объяснить всю абсурдность любых обвинений в отношении Беларуси», – с ходу заявил глава МИД.
Рыженков четко и емко изложил слушателям то, как понимают права человека белорусские власти. «Скажите, если в стране граждане живут под мирным небом, чувствуют себя в полной безопасности, не опасаются, что их застрелят из автомата или собьет грузовик, управляемый фанатиком. Если они не боятся за жизнь своих детей, когда те идут в школу или играют во дворе. Если они имеют работу и достаточную зарплату, в том числе чтобы не экономить на питании, на чистой воде, обогреве жилищ и электричестве. Если употребляют качественные натуральные продукты. Политически грамотны и активны. Добавьте к этому бесплатные детские сады, среднее и высшее образование и здравоохранение. Могут ли быть в такой стране фундаментальные проблемы с правами человека, как это все понимает большинство из нас?» – задал министр вопрос присутствующим.
А после этого перешел в атаку: «Да и в принципе можно ли признать образцовой ситуацию со свободами и правами СМИ в Старом Свете? Я соглашусь с утверждением, которое недавно широко разошлось, – настоящим кризисом демократии является сама Европа, которая нарушает все базовые человеческие ценности. Это уже понимают и в Белом доме. Большинство из нас – а я это видел по выступлениям, которые были до меня, – осознают, что правозащитная тематика развивается в неверном направлении, все больше приобретая противоречивый и разделительный характер». Апелляция к мнению Белого дома была, несомненно, сильным и, возможно, обескураживающим аргументом.
А затем министр выдвинул подлинно революционную инициативу: «Беларусь призывает провести глобальную перезагрузку в сфере прав человека в целях минимизации конфликтного потенциала правозащитной тематики, где будет учтено многообразие политических систем, путей развития и культурных традиций, где будет установлен четкий запрет на всякую иерархию в правах человека и двойные стандарты».
Эта дерзновенная идея вполне в духе «революции здравого смысла», провозглашенной президентом США Дональдом Трампом. Однако драматизм ситуации в том, что совершенно неизвестно, будет ли сам Рыженков участвовать в этой перезагрузке, поскольку судьбы министерских портфелей в новом составе правительства еще не определены.
И на оппозиционных ресурсах обсуждается возможная перспектива замены Рыженкова на нынешнего представителя Белоруссии при ООН Валентина Рыбакова. Отмечается, что, возможно, такой вариант был бы предпочтителен как раз в контексте выстраивания отношений с новой администрацией США. Отмечается также, что именно с ним общался Александр Лукашенко перед встречей с представителем Госдепа США Крисом Смитом и последовавшим за ней освобождением трех заключенных.
Есть у Рыбакова и другое конкурентное преимущество: он муж первого заместителя главы администрации президента Натальи Петкевич.
Впрочем, разумеется, это не главное. О главном при подборе кандидатов в министры Александр Лукашенко во вторник поговорил с председателем Совета Республики Национального собрания Натальей Кочановой. А заодно президент опроверг различные инсинуации по поводу кадрового вопроса.
«Вижу, уже в средствах массовой информации начинают мусолить: ах, правительство! Кто будет – не будет… – возмутился Лукашенко. – Они просто забыли, журналисты, блогеры и прочие, особенно не наши, что правительство формируется не после выборов. Мы постепенно формировали правительство до выборов несколько месяцев, полгода, а где-то год, назначая министров и т.д. У нас почти половина уже министров, членов правительства работают меньше чем год. То есть это вновь назначенные люди. Но руководство, и высшие должностные лица, и прочие – все, что входит в компетенцию президента, – эти люди подлежат рассмотрению».
Президент, как известно, поручал провести это рассмотрение специальной комиссии, в состав которой входит и Наталья Кочанова. «Чтобы мнений было побольше. Я знаю, вы обсуждали не единожды персоналии кандидатур. К чему пришли?» – поинтересовался президент. Но ответ Кочановой, разумеется, остался за кадром.