0
707
Газета СНГ Печатная версия

10.02.2025 19:28:00

Молдавские яблоки стали "невыездными"

Транспортные компании республики меняют страну прописки

Тэги: молдавские перевозчики, запрет транзита, российский рынок, политика молдавских властей


молдавские перевозчики, запрет транзита, российский рынок, политика молдавских властей Вместо прилавка молдавские яблоки лежат в хранилищах. Фото с сайта www.moldovafruct.md

Молдавские перевозчики фруктов в Россию, Казахстан, Узбекистан, Армению и Туркменистан остались без разрешения на перевозку продукции. Транспортные компании обращались в Национальное агентство Республики Молдова (РМ) по автотранспорту, но ответа не получили. Однако известно, что Министерство транспорта РМ не обращалось в Москву за бланками разрешений, а без них таможня РФ не дает добро на въезд. Перевозчики в РМ думают о переводе компаний за границу, например в Румынию. Депутат Народного собрания Гагаузской автономии Сергей Чимпоеш сказал «НГ», что это следствие политики Кишинева, направленной на разрыв отношений с Россией: сначала отказались от российского газа, теперь блокируют рынок сбыта РФ.

О том, что в Россию молдавским фурам с фруктами нельзя въехать, молдавские дальнобойщики сообщили еще в начале января. Российские таможенники указали молдавским дальнобойщикам на то, что у них нет бланков разрешений для въезда в Россию.

Застрявшие на российской границе водители большегрузов послали сигнал SOS своим коллегам на родину. И те организовали 16 января пикет у здания Национального агентства автомобильного транспорта РМ (ANTA).

Член Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Молдовы (AITA), доктор экономических наук Сергей Магдалюк сказал тогда агентству «Инфотаг», что «причина запрета пересечения молдавскими фурами границы России кроется в безответственности официальных лиц Молдовы, не исполнивших свои должностные обязанности».

«Есть Соглашение о международном автотранспортном сообщении, подписанное правительствами Республики Молдовы и Российской Федерации в мае 2017 года, которое является действующим», – напомнил он.

По его словам, в соответствии с этим документом перевозки грузов между странами осуществляются на основании разрешений, выдаваемых компетентными органами Молдавии и России, которые согласовывают количество подлежащих обмену бланков разрешений для перевозки грузов.

«В середине 2024 года Молдова могла официально обратиться с просьбой в Министерство транспорта России – предоставить необходимое количество разрешений. Но этого не было сделано», – объяснил Магдалюк.

На 2025 год Министерство транспорта России не выделило грузоперевозчикам Молдавии ни одного бланка разрешений для пересечения границы РФ, тогда как в 2024 году их было предоставлено 4 тыс. штук.

Депутат Народного собрания Гагаузской автономии Сергей Чимпоеш сказал «НГ», что ситуация касается также и гагаузов, у которых ранее не было проблем с поставками сельхозпродукции в Россию. Но бланки разрешений гагаузские перевозчики получают, как и все остальные, в Министерстве транспорта РМ. А там их нет. По мнению Чимпоеша, это следствие политики Кишинева, направленной на разрыв отношений с Россией. Сначала российский газ стал запретным, теперь блокируется выход на российский рынок сбыта.

Дело в том, что больше всех покупала молдавские фрукты Россия. Казахстан, Армения и другие страны СНГ – значительно меньше. Гагаузский депутат отметил, что в результате пострадают производители – садоводы и виноградари, «но кого это волнует?». Затраты на возможный переезд транспортных компаний из Молдавии в ту же Румынию или другие страны ЕС «также лягут на плечи молдавских фермеров и скажутся на цене продукции».

Экономический эксперт Вадим Кетрарь сказал «НГ», что молдавские перевозчики не могут въехать в другие страны СНГ, так как в них можно попасть только через российскую территорию. В результате молдавские садоводы теряют такие большие традиционные рынки сбыта, как Казахстан, отмечает эксперт. Ехать в обход РФ – логистически сложно и, естественно, дорого. Хотя пути есть, например, водные.

Напомним, Молдавия переориентировалась на Ближний Восток после запрета в декабре 2023 года на ввоз ее фруктов в РФ. Но вскоре крупнейшие судоходные компании приостановили рейсы через Красное море в связи с нападениями на гражданские суда предположительно йеменских мятежников-хуситов. Суда, которые уже вошли в море, встали на рейды. Специалисты говорили, что даже в случае успешного решения проблемы суда простоят на рейдах 20 дней. Для многих видов плодоовощной продукции это критически большой срок. И тогда Кишинев в спешном порядке рассмотрел пути отхода с рынка Ближнего Востока.

Дмитрий Калак, главный редактор газеты «Экономическое обозрение «Логос-пресс», прокомментировал ситуацию «НГ» так: «Российский рынок для экспорта молдавских яблок всегда был основным, на него приходилось порядка 75–95% от всех зарубежных поставок, которые оценивались в более чем 100 млн долл.». Эксперт отметил, что «в лучшие месяцы из румынских портов морем в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман и другие страны региона отправляется максимум по 1 тыс. т яблок».

В то же время эксперт Вадим Кетрарь заметил «НГ», что в прошлом году из-за погодных условий был недобор яблок в Польше и Сербии, считающихся основными производителями этого фрукта в ЕС. «В связи с этим Молдова увеличила поставки яблок в ЕС», – сказал он, отметив необходимость поиска новых рынков сбыта для молдавской продукции.

Дмитрий Калак ранее сказал «НГ», что «Молдова в последние годы наращивает экспорт фруктов в страны Евросоюза, Персидского залива и Азию. В том числе и яблок, хотя как раз по ним рост поставок в ЕС менее заметен. В январе–ноябре 2023 года на рынок ЕС было экспортировано всего около 12 тыс. т яблок при экспортном потенциале примерно в 300 тыс. т».

В понедельник Национальное агентство ANTA проинформировало автоперевозчиков о возобновлении работы шести пунктов пропуска на российско-белорусской границе (ранее работал только один). Решение принято в связи с вступлением в силу Соглашения между правительствами РФ и Белоруссии о взаимном признании виз. Перевозчики не замедлят воспользоваться белорусским коридором в Россию. При наличии разрешений на въезд в Белоруссию. 


Читайте также


Молдавское яблоко катилось в Европу, а попало в Россию

Молдавское яблоко катилось в Европу, а попало в Россию

Светлана Гамова

На закрытый Кишиневом рынок РФ уходит большая часть республиканского экспорта

0
3287
Россия закрыла транзит для казахстанского зерна

Россия закрыла транзит для казахстанского зерна

Виктория Панфилова

Россельхознадзор нашел вредителей в сельхозпродукции соседей

0
8159

Другие новости