И.о. президента Абхазии Бадра Гунба (в центре) прилетел в Сухум первым тестовым рейсом из Москвы. Фото РИА Новости
До выборов главы Абхазии осталось менее недели. И.о. президента республики, находящийся сейчас в отпуске, Бадра Гунба уверен, что, чем бы ни кончилось голосование, он в любом случае будет править. Его противники, которые в конце 2024-го свергли Аслана Бжанию, тоже не собираются отступать, однако «бывшие» смогли собрать против них большие силы.
За неделю до выборов Абхазия благодаря России получила многое из того, о чем раньше она могла только мечтать. Прежде всего в республике отменили график подачи электричества – теперь оно есть всегда. Во-вторых, вице-премьер России Александр Новак согласился пересмотреть инвестиционное соглашение между странами. «Мы, безусловно, обеспечим баланс и взаимный учет интересов всех сторон, в том числе населения и абхазского бизнеса», – сказал чиновник в разговоре с кандидатом в президенты Бадрой Гунбой.
Кроме того, министр финансов России Антон Силуанов договорился с ним о выделении Абхазии средств на социально-экономическое развитие Абхазии. О какой именно сумме идет речь, в Минфине не уточнили. При этом в ведомстве назвали Гунбу видным политическим деятелем республики.
Вишенкой на торте стал восстановленный аэропорт Сухума имени первого главы Абхазии Владислава Ардзинбы. Он был закрыт 32 года, но 7 февраля принял самолет, на борту которого находился 21 пассажир, включая Гунбу. Ожидается, что на регулярной основе авиасообщение между Сухумом и Москвой возобновится в мае. В результате турпоток в республику вырастет на 10% и составит свыше 2 млн человек, полагает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин.
Гунба этому так обрадовался, что забыл позвать на церемонию жену первого президента, сообщают местные медиа. Зато он рассказал журналистам, что собирается стать президентом независимо от того, какое решение примут избиратели. «Вы знаете, что после выборов, какой бы итог выборов ни был, я возвращаюсь исполнять обязанности президента», – подчеркнул Гунба.
Теперь его называют самопровозглашенным президентом. Впрочем, это не помешало командиру «Дикой дивизии Донбасса» Ахре Авидзбе публично заявить, что он проголосует за Гунбу. «Я верю в его чистоту. У него есть команда. А в лагерях других кандидатов есть личности, которых вообще нельзя допускать куда-либо», – сказал он.
Вместе с тем посол Абхазии в России Алхас Квициниа попросил ЦИК увеличить количество бюллетеней в Москве с традиционной 1 тыс. до 7 тыс. После споров комиссия решила выделить на российскую столицу 4 тыс. бланков для голосования.
В свою очередь, лидер прошлогоднего госпереворота Адгур Ардзинба продолжает говорить о демократических преобразованиях в обществе, но как будто подозревает, что на выборах что-то может пойти не по его плану. Например, он отказался от предложения Гунбы подписать соглашение о признании итогов голосования и отказе от силовых сценариев борьбы за власть.
Как бы там ни было, эксперты все еще считают, что выборы президента Абхазии могут не уложиться даже в два тура. «Сегодня в Абхазии ведется борьба не идей, а компроматов. При этом подготовка к выборам проходит на фоне отсутствия видимых качественных изменений в хозяйстве страны, сохранения послевоенной разрухи, острого демографического кризиса и бесконечного пересмотра международных договоров. Именно эти вопросы являются для Абхазии принципиально важными, но они отсутствуют в повестке большинства кандидатов», – отметил главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований Александр Крылов, выступая на круглом столе в Институте стран СНГ.
При этом, по словам эксперта, для российско-абхазских отношений лучше всего будет, если Сухум возглавит ответственный лидер, победа которого на выборах ни у кого не вызовет сомнений.
В свою очередь, заместитель директора по научной работе Национального исследовательского института развития коммуникаций Валентина Комлева предупредила о риске обострения политического кризиса в Абхазии после выборов. «Гунба делает ставку на конкретные дела, такие как разрешение энергетического кризиса, строительство аэропорта, другие глобальные стратегические проекты, в первую очередь связанные с Россией. За него может проголосовать старшее поколение избирателей. Ардзинба говорит об экономической и политической реформе, повышении субъектности Абхазии в российско-абхазских отношениях, что близко молодежи. При этом оба кандидата могут воспользоваться административным ресурсом», – отметила эксперт.