Председатель парламента и правящей партии Молдавии Игорь Гросу заявил, что план по реинтеграции Приднестровья существует. Фото со страницы парламента Молдавии в Flickr |
Энергетический кризис, разразившийся в Приднестровье, создал условия для возвращения восточного региона под контроль Кишинева, считают молдавские власти.
После прекращения транзита российского газа по украинской территории в Приднестровье остановились предприятия, которые работали в основном на Евросоюз. ЕС помог Тирасполю деньгами, которых хватит до 10 февраля. До этого срока у жителей непризнанной республики будут свет, тепло и горячая вода. На предприятия помощь рассчитана не была. Россия предлагала гуманитарный газ, которого хватило бы и населению, и промышленности, но Кишинев заблокировал эти поставки. С 10 февраля ЕС предлагает Приднестровью 60 млн евро, но с условиями – эти средства только для жителей, предприятиям она не предоставляется, к тому же тарифы в регионе должны быть повышены (ранее они были небольшими, так как электроэнергия вырабатывалась местной ГРЭС на бесплатном российском газе).
Тирасполь пока не ответил на это предложение ЕС. Но в Кишиневе считают, что никуда приднестровцы не денутся и помощь ЕС в конце концов примут. Если, конечно, венгерская компания не начнет поставлять российский газ по Трансбалканскому коридору в Молдавию и далее – в Приднестровье. О такой возможности в воскресенье написала кишиневская пресса.
Между тем директор Тираспольского института социально-политических исследований Игорь Шорников считает, что «европейская «помощь» на деле означает убийство приднестровской экономики и выдавливание людей из региона».
«Пользуясь энергетической блокадой, которая стала возможна из-за действий Киева и бездействия Кишинева, Евросоюз впервые за два десятилетия своего присутствия в регионе получил возможность диктовать свои условия Тирасполю в области гуманитарной политики и в области экономики», – считает Шорников.
Это хорошо понимают в Брюсселе, Кишиневе, а также Киеве. Президент Республики Молдова Майя Санду заявила в телеэфире, что Кишинев практически начал реинтеграцию Приднестровья, но пока нет финансовых гарантий от партнеров РМ. Санду отметила, что план объединения страны предусматривает траты в несколько миллиардов евро. По словам главы государства, «Молдова не справится с реинтеграцией без внешней финансовой помощи».
«У нас есть примерные расчеты. Есть период подготовки к реинтеграции, там речь идет о 300 млн евро в год. С момента реинтеграции речь идет о больших суммах – 400–500 млн евро в год. Это большие траты, нам понадобится внешняя помощь, чтобы справиться. У нас нет соглашения, что нам кто-то даст несколько миллиардов в пользование», – отметила президент.
Ранее на тему реинтеграции высказался и председатель парламента Игорь Гросу. «План есть, но это удовольствие стоит очень и очень дорого. Это порядка полумиллиарда евро в год. Может ли этот план быть одобрен к концу этой сессии? Хорошо, мы одобрим его и обсудим публично, когда сочтем, что настало подходящее время», – сказал журналистам Гросу. Он не стал уточнять, сколько может длиться процесс реинтеграции региона и какую сумму в итоге планируется потратить на это. «Разумеется, существуют различные сценарии, а также анализируются политические, экономические и социальные издержки реинтеграции», – отметил Гросу.
В то же время Руслан Бортник, глава Украинского института политики, дал интервью молдавскому телеканалу, в котором заявил, что Приднестровье может стать разменной картой в будущих переговорах Украины и России.
Он заявил, что «Украина рассматривает возможность установления контроля над Приднестровским регионом, что позволит ей использовать склады советских вооружений, находящиеся на его территории. А также влиять на регион в целом через контроль над Кучурганской ГРЭС». Он назвал поводы для военной операции: «Киев может использовать несоблюдение прав граждан Украины в Приднестровье или военные провокации, которые могут быть представлены как атаки на Украину со стороны региона. Это может стать предлогом для военного вмешательства».
При этом он подчеркнул, что ключевая роль принадлежит молдавским властям. «Если Кишинев четко не заявит, что любое военное вмешательство Украины в Приднестровье будет рассматриваться как акт агрессии и что Молдова будет защищать этот регион своими вооруженными силами, то молчаливое согласие властей Молдовы вполне устроит Киев как зеленый свет для своих действий», – цитируют Бортника «Молдавские ведомости».
По словам Бортника, Украина имеет законодательную базу, которая позволяет применять вооруженные силы на территории других государств.
«Молдова стратегически важна для Киева, поскольку ее союзническая позиция позволяет Украине контролировать ситуацию в Черноморском регионе. Смена власти в Кишиневе на более нейтральную или пророссийскую гипотетически может угрожать черноморским портам Украины, поэтому Киев будет использовать все доступные методы для сохранения нынешнего курса молдавского правительства», – отметил глава Украинского института политики.
Это интервью вызвало тревожные разговоры в молдавском обществе, которое не хочет быть втянутым в конфликт в Украине. Руководитель «Украинского барометра» Виктор Небоженко сказал «НГ», что Молдавии, а значит, и Румынии невыгодно, чтобы Украина входила в Приднестровье (украинские воинские подразделения расположены вдоль границы с непризнанной республикой). «В Румынии есть регион, где живут венгры, и втягиваться в битву за Приднестровье она не станет и Молдове не позволит. Украине, кстати, также не на руку захват приднестровской территории – тогда Россия напомнит Киеву насчет претензий относительно Крыма», – пояснил Небоженко. Так что использовать Приднестровье как разменную карту на переговорах с Москвой вряд ли будут, считает украинский политолог. Да и сами переговоры, по его мнению, непонятно когда состоятся. Для этого должны договориться Вашингтон и Москва. И может быть, и Евросоюз. «Но решить судьбу Приднестровья может оно само. Приднестровцы, несмотря на хорошее отношение к России и добрососедские с Украиной, скорее всего через несколько лет уйдут в Евросоюз. Против не будет местная молодежь и «за» будет бизнес, который экспортирует продукцию в ЕС и деньги держит не в российских банках», – отметил Виктор Небоженко. Несмотря на то что гражданство у большинства жителей Приднестровья – российское и украинское. При этом он считает, что Москва продолжит помогать Приднестровью.
«Создание кризиса для объединения Тирасполя и Кишинева на российских условиях – «неплохая медийная конспирологическая история, но с точки зрения конфликтологии и вопросов региональной безопасности она не имеет никакого практического основания», – заявил в интервью СМИ приднестровский политолог Анатолий Дирун.
«Для Москвы газовый кризис – это навязанный внешними партнерами сценарий, где Кишинев сыграл роль исполнителя во вред своим национальным интересам. В условиях конфликта в Украине и подготовки к урегулированию этого кризиса возникновение нового очага напряженности еще на одном направлении было для Москвы, мягко говоря, некомфортной ситуацией. Но российская сторона не могла допустить навязывания признания того факта, что Кишинев уже якобы не должен за газ 700 млн долл. Скорее в России с удивлением наблюдали, как Молдова добровольно отказывается от дешевой электроэнергии, которая до кризиса поступала туда из Приднестровья, и не могли поверить, что молдавское руководство будет стрелять себе в ногу», – считает эксперт.