Роман Головченко перечислил цели проекта Стратегии устойчивого развития Белоруссии до 2040 года. Фото Reuters
Александр Лукашенко в четверг на специальном совещании ратовал за наделение местных властей новыми полномочиями. А премьер-министр Белоруссии Роман Головченко накануне рассказал об основных целях, предусмотренных проектом Национальной стратегии устойчивого развития республики до 2040 года. Гражданам обещают, что жить они будут до 80,5 года, а ВВП увеличится вдвое. Между тем эксперты размышляют о том, суждено ли самому Головченко их реализовывать. Президент обещал серьезно обновить правительство, и премьер, по мнению аналитиков, может лишиться поста.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко 6 февраля собрал совещание по вопросам совершенствования правового регулирования статуса местных властей.
В ходе обсуждения законопроекта, посвященного этому вопросу, президент сказал: «Не надо бояться наделять председателей гор-, райисполкомов соответствующими функциями и полномочиями. Спрос с них будет серьезный, давление на них будет очень серьезное, но мы должны дать им рычаги».
Президент подчеркнул, что эта тема жестко связана с повышением уровня исполнительской дисциплины, а им Лукашенко пока явно недоволен, поскольку он не соответствует дерзновенности стоящих перед страной задач:
«Предупреждаю всех, что, если мы этого не сделаем, нам будет очень сложно не только в этом году, но и в пятилетке выполнить то, что мы перед собой намечаем. Поэтому уровень исполнительской дисциплины должен быть на соответствующей высоте. Но при этом, понимая, что без председателей гор-, райисполкомов мы не решим ни одной проблемы, требования к ним возрастут. Но если мы повышаем требования к ним, то надо давать и полномочия, чтобы они могли работать».
Глава президентской администрации Дмитрий Крутой, в свою очередь, пояснил, что расширяются права не столько самих председателей, сколько возглавляемых ими структур. Например, они смогут вносить изменения в расходы соответствующего бюджета по функциональной классификации в пределах утвержденного годового размера (лимита). «То есть годовой размер для районного бюджета устанавливается, и в течение года в зависимости от ситуации по доходной, расходной частям исполком имеет право вносить определенные изменения, перебрасывать со статьи на статью соответствующие ресурсы», – уточнил Крутой.
О том, насколько заманчивые горизонты открываются перед Белоруссией в случае наличия должной дисциплины, накануне на заседании президиума Совета министров, презентуя проект Национальной стратегии устойчивого развития Белоруссии на период до 2040 года, рассказал премьер-министр Роман Головченко.
В проекте стратегии приведены индикаторы, которых планируется достичь к означенному сроку. «Цифры достаточно амбициозные, – признался премьер, – рост валового внутреннего продукта, инвестиций и экспорта практически в два раза, доли цифровой экономики – в три раза, доли высокотехнологичных производств – до 50%, продолжительности жизни – до 80,5 года». Отметим, что в прошлом году средняя продолжительность жизни женщин составляла 78,4 года, мужчин – на 10 лет меньше.
Премьер подчеркнул, что стратегия должна стать рабочим документом и руководством к действию для каждого управленца на всех уровнях.
В свою очередь, министр экономики Юрий Чеботарь в кулуарах заседания объяснил журналистам, какова специфика этого основополагающего документа. «Отличие Национальной стратегии устойчивого развития как комплексного документа в том, что в ней каждый кирпичик связан друг с другом. Например, рост в два раза не означает, что надо будет произвести в два раза больше каких-то продуктов. Ключевое – достичь качественного роста. Например, предусмотрено существенное увеличение роботизации – более 150 станков на 10 тыс. человек. Нужно и новое качественное образование, соответствующее будущим потребностям со стороны реального сектора», – подчеркнул Чеботарь.
Правительство и его глава, таким образом, демонстрируют полную готовность следовать курсом, проложенным президентом, и соответствовать его высоким кадровым требованиям. Но вот вопрос – считает ли Лукашенко этот состав кабинета министров пригодным для решения намеченных им задач. На днях он заявил, что для формирования правительства хочет использовать даже специальную комиссию, чтобы максимально взвешенно подойти к его формированию.
Впрочем, эксперты полагают, что критерием принятия решения, в частности по фигуре премьера, могут быть не только и не столько его профессиональные компетенции, но совсем другие факторы. Политолог Александр Фридман на одном из оппозиционных интернет-ресурсов анализирует перспективы Романа Головченко и сравнивает его с другим высокопоставленным чиновником – руководителем администрации президента Дмитрием Крутым.
«Крутой более свой для Лукашенко. Крутой – это продукт лукашенковской эпохи. А Головченко… Там все немного сложнее. И то, что он в России довольно долго был, что он там учился, что у него, совершенно очевидно, там есть связи. И кроме того, он обладает определенной харизмой. Он ее, правда, скрывает главным образом в условиях этой системы. Что и понятно. Но Головченко показал в 2020 году, что он может произносить речи, может общаться с публикой, он выглядит довольно современным человеком. Поэтому потенциально он может быть для Лукашенко угрозой, потому что он не производит впечатления человека, который полностью согласился бы с ролью марионетки, условно говоря, при председателе Всебелорусского народного собрания Лукашенко. У этого человека есть амбиции, и это видно. И такой человек может быть со временем опасен для Лукашенко», – размышляет эксперт.