Садыр Жапаров отправился с визитом в КНР. Фото с сайта www.president.kg
Президент Киргизии Садыр Жапаров по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина посетит Пекин с 4 по 7 февраля. Лидеры намерены обсудить широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества, особое внимание уделив ключевым транспортно-коммуникационным проектам. В контексте растущей значимости Центральной Азии для России Москва рассматривает Киргизию как «ворота» в Китай и другие азиатские страны, прорабатывая создание Южного транспортного коридора через Центральную Азию и Каспийское море в порт Астрахань.
В конце прошлого года Садыр Жапаров дал зеленый свет началу строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан. Торжественная церемония запуска этого стратегического проекта состоялась 27 декабря 2024 года в Джалал-Абаде. Согласно проекту, новая магистраль возьмет свое начало в Кашгаре (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай), пройдет через киргизский перевал Торугарт, Джалал-Абад и завершится в Андижане, расположенном на востоке Узбекистана.
Накануне этого события президент подчеркнул, что «реализация этого стратегически важного замысла позволит вывести регион из транспортной изоляции, объединит около 4 млрд человек, расширит горизонты торговли и грузоперевозок из Азии через Турцию в Европу, регион Ближнего Востока, Иран, страны Персидского залива и Северную Африку».
Основные работы по прокладке магистрали пройдут на территории Киргизии. В Китае и Узбекистане речь главным образом идет о том, чтобы довести действующие железнодорожные линии до границы с Киргизией. Главным спорным моментом была ширина железнодорожной колеи: в Китае она составляет 1435 мм, в то время как на территории бывшего СССР – 1520 мм. Стороны пришли к компромиссу – от границы с Китаем до станции Макмал протянут узкую колею, а от станции Макмал до границы с Узбекистаном – широкую. Принятое решение предусматривает возведение перегрузочного узла для смены колесных пар и создание крупного транзитного логистического узла.
Вместе с тем вопросы финансирования проекта киргизской стороной и его окончательная стоимость пока остаются открытыми. Известно, что Киргизия заложила в своем бюджете выделение 11 млрд сумов (около 130,5 млн долл.) на эти цели. Судя по всему, этот вопрос обсудят главы Киргизии и Китая на предстоящих переговорах.
Профессор Чолпон Койчуманова, директор Института истории и социально-правового образования КГУ имени И. Арабаева, член-корреспондент Национальной академии наук КР, считает, что Киргизия благодаря своему географическому положению обладает значительным потенциалом, чтобы стать ключевым транзитным звеном между Китаем и Европой. Магистраль обеспечит существенный доход от транзитных перевозок. Бишкек рассчитывает как минимум на 200 млн долл. ежегодно. Кроме того, прокладка железной дороги даст импульс развитию сопутствующей инфраструктуры, включая порты, складские комплексы, логистические центры, что, в свою очередь, повысит инвестиционную привлекательность страны в сфере транзитных перевозок.
Для Китая этот проект также крайне важен, так как он позволит существенно – примерно на 900 км – уменьшить протяженность пути в ближневосточные страны, что приведет к сокращению транспортных расходов и ускорению доставки грузов на 7–8 дней.
Реализация этого проекта приведет к серьезным изменениям в региональных, то есть центральноазиатских, и трансконтинентальных (Китай–Европа) грузоперевозках. В геополитическом плане новый транспортный коридор, минующий российскую территорию, поспособствует дальнейшему укреплению позиций Китая в Центральной Азии и уменьшит зависимость Киргизии от Москвы и Астаны в сфере транспорта.
Со своей стороны, Россия изучает перспективу создания Южного транспортного коридора, который позволит перенаправить часть грузопотоков из Киргизии, преимущественно китайского происхождения, через территории Узбекистана и Туркменистана, минуя Казахстан, с последующей транспортировкой через Каспийское море в направлении порта Астрахань.
Заинтересованность Москвы в развитии транспортных связей с Киргизией во многом объясняется существенным ростом объемов торговли между двумя государствами в последние годы. Россия удерживает вторую позицию во внешней торговле с Киргизией, занимая долю около 28%, при этом лидирующую позицию занимает Китай с товарооборотом в 22,7 млрд долл.
Параллельно с железнодорожным проектом дан старт строительству автомобильной магистрали, призванной соединить киргизский поселок Барскоон с китайскими городами Учтурфан и Аксу. Общая протяженность этого пути составит 685 км, из которых 58 км, от Барскоона до перевала Бедель, пролегают по территории Киргизии. Для понимания масштаба стоит отметить, что протяженность существующей автодороги Кашкар–Торугарт–Бишкек достигает 1160 км. По официальным данным, новый маршрут из Китая через перевал Бедель окажется на 430 км короче, чем через Торугарт, что значительно сократит время и издержки на транспортировку.
Важным шагом стало достижение договоренности об открытии на границе нового контрольно-пропускного пункта «Бедель». Эта инициатива, согласованная в ходе прошлогодней встречи Жапарова и Си, призвана создать современный транспортно-логистический узел и открыть новые ворота для туристических потоков. КПП «Бедель», который станет третьим по счету после Торугарта и Иркештама, будет оснащен всеми необходимыми службами для фитосанитарного, карантинного, транспортного и таможенного контроля.
Открытие пункта пропуска «Бедель» ознаменует появление прямого и кратчайшего пути сообщения с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Это не только активизирует торговые связи, но и откроет новые перспективы для производственной кооперации. В частности, стороны обсуждают совместную переработку титаномагнетита, добываемого на месторождении «Кызыл-Омпол». Кроме того, поступала информация о планах китайских компаний инвестировать в ряд горнодобывающих и гидроэнергетических проектов в Иссык-Кульской области. В случае реализации этих договоренностей перевал «Бедель» станет оптимальным маршрутом для транспортировки добываемых ресурсов и необходимого производственного оборудования, обеспечивая эффективную и экономичную логистику.
Нельзя не отметить и соглашение об экспорте электроэнергии из Киргизии в Китай, что на первый взгляд кажется парадоксальным, учитывая острый дефицит электроэнергии, который испытывает сама Киргизия. Однако ситуация прояснилась с подписанием в июле прошлого года инвестиционного соглашения о возведении Казарманского каскада ГЭС на реке Нарын консорциумом китайских компаний. Общая стоимость этого масштабного проекта оценивается в 2,4–3 млрд долл., что делает его самым значительным в истории независимости республики и вновь выдвигает Китай на лидирующие позиции среди инвесторов Киргизии, сообщил ресурс Economist.kg.
По мнению старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований, сектора «Россия и новые государства Евразии» ИМЭМО РАН Елены Ионовой, в итоге, принимая во внимание ранее достигнутое соглашение об экспорте киргизской электроэнергии в Китай, а точнее, в Синьцзян-Уйгурский автономный район, вырисовывается знакомая схема взаимодействия Китая со странами Центральной Азии, когда, используя ресурсы этих стран, в случае Киргизии – гидроресурсы, Китай будет сам производить для себя необходимую ему продукцию. Это ведет к усилению роли Киргизии в качестве сырьевого придатка Поднебесной. Вместе с тем, по мнению киргизской стороны, «этот и другие энергетические проекты позволят не только восполнить дефицит производства электроэнергии, а уверенно выйти на мощности, позволяющие зарабатывать сотни миллионов долларов в год на экспорте электричества».