Молдавские яблоки не могут добраться до российских магазинов. Фото с сайта www.gov.md
Национальное агентство автотранспорта (ANTA) Республики Молдова (РМ) сообщило в среду водителям молдавских большегрузов, застрявших в России в начале января, что они разблокированы. Однако вопрос въезда в Россию молдавских фур не решен – в Минтрансе РФ изучают выдачу соответствующих разрешений для РМ. Член Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (AITA) Сергей Магдалюк заявил, что холодильники молдавских садоводов заполнены яблоками, которые согласны приобрести продовольственные оптовые базы России. Но доставить их туда не представляется возможным.
Молдавские большегрузные автомобили застряли в России еще в начале января. Перевозчикам из РМ тогда сообщили, что им запрещено пересечение границы России.
Кишиневские СМИ обвинили во всем российских таможенников, указавших на то, что у молдавских дальнобойщиков нет бланков разрешений для въезда в Россию.
Недовольные грузоперевозчики организовали с помощью своих солидарных коллег в Кишиневе пикет у здания Национального агентства автомобильного транспорта.
Член Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Молдовы, доктор экономических наук Сергей Магдалюк объяснил, что «причина запрета пересечения молдавскими фурами границы России кроется в безответственности официальных лиц Молдовы, не исполнивших свои должностные обязанности».
«Имеется Соглашение о международном автотранспортном сообщении, подписанное правительствами Республики Молдовы и Российской Федерации в мае 2017 года, которое остается действующим», – сказал он. В соответствии с этим документом перевозки грузов между странами осуществляются на основании разрешений, выдаваемых компетентными органами Молдавии и России, которые согласовывают количество подлежащих обмену бланков разрешений для перевозки грузов.
На 2025 год Министерство транспорта России не выделило грузоперевозчикам РМ ни одного бланка разрешений для пересечения границы России (в 2024 году их было предоставлено 4 тыс.). Сергей Магдалюк объяснил это тем, что «в середине 2024 года Молдавия могла официально обратиться с просьбой в Министерство транспорта России с просьбой предоставить необходимое количество разрешений или же при необходимости предложила бы созвать смешанную комиссию. Но этого не было сделано».
Магдалюк заметил, что от «некомпетентных» действий властей страдают не только автотранспортные предприятия, но и сельскохозяйственные производители: «Холодильники садоводов заполнены яблоками, которые согласны приобрести продовольственные оптовые базы России. Но доставить их туда не представляется возможным. В итоге страдают ни в чем не повинные водители, садоводы и члены их семей».
Между тем в 2024 году в Молдавии зарегистрирован самый большой дефицит торгового баланса в ее независимой истории, написал в своем блоге экономический аналитик Вячеслав Ионицэ, основываясь на данных Национального бюро статистики (НБС) о внешней торговле за 11 месяцев.
«Экспорт продолжает падать второй год подряд, снизившись до 3,6 млрд долл. – на 750 млн меньше исторического максимума. Экспорт сократился практически по всем позициям, за исключением фруктов, масличных, напитков – это около 150 млн долл., единственное светлое пятно на мрачном фоне».
Но так как в Россию и другие страны СНГ уходило больше фруктов, в частности яблок, чем в страны ЕС, то запрет на въезд в РФ фур с этим грузом может сказаться негативно и на этом сегменте торговли.
Вячеслав Ионицэ отмечает, что торговый дефицит продолжает расти в основном за счет повышения цен на энергоносители и по итогам года превысит 5,5 млрд долл. (это самый высокий показатель за всю историю РМ).
О том, что молдавский экспорт ежемесячно сокращается уже практически два года, пишет в Telegram-канале экономический аналитик Владимир Головатюк. В ноябре он снизился на 11,5%, в страны СНГ – на 38%, в страны ЕС – на 6%, в другие страны – на 19,5%. Основные позиции молдавского экспорта: машины и электроаппараты (16,3%), фрукты и овощи (12%), зерно (9,3%), семена подсолнечника (9,6%), одежда (7,4%), алкоголь (6,9%), мебель (3,9%), нефтепродукты (3,7%), растительное масло (3,5%). «Это 73% нашего экспорта. Но лишь 5 из 9 групп – собственное производство: 41% всего экспорта. Остальное – реэкспорт: либо классический (нефтепродукты), либо после переработки – электроаппараты, одежда и мебель», – рассказывает эксперт.
«Молдова превращается в страну с транзитной, сервисной экономикой, в поставщика сырья и импортера готовой продукции, произведенной, кстати, из нашего сырья», – пишет Головатюк.
Вячеслав Ионицэ развивает тему: «Реальное падение промышленности маскируется «ростом» энергетики на 68%, что обусловлено подорожанием энергоресурсов почти на 70%. Без этой аномалии падение составило бы не менее 12%. Этот так называемый рост – не рост, а увеличение расходов граждан и компаний».
«В реальном выражении объем промышленного производства упал ниже уровня 2019 года, мы все еще далеки от уровня 1990 года, и нужно 20–25 лет, чтобы достичь этих показателей», – сделал вывод эксперт.
Ситуацию в промышленности власти Молдавии рассчитывали улучшить за счет получения дешевой электроэнергии из Приднестровья. Поэтому президент РМ Майя Санду не препятствовала визиту главы Приднестровья Вадима Красносельского в Москву с целью возобновления поставок в регион российского газа, которые прекратились 1 января с подачи Киева, закрывшего свою территорию для энерготранзита из РФ. Но когда стало известно, что Москва решила поставить в Приднестровье природный газ в виде гуманитарной помощи в объеме, необходимом непризнанной республике, в Кишиневе стали искать причины, чтобы это решение изменить в свою пользу. Молдавские власти поставили Тирасполю условие поручить транспортировку российского газа АО «Молдовагаз». За что приднестровцы обязаны будут заплатить компании. Тирасполь на это согласился. В Кишиневе сообщили, что примут окончательное решение за 10 дней – ровно столько осталось угля на Молдавской ГРЭС, производящей электроэнергию. Сейчас ее хватает только для населения, и то с веерными отключениями, а через 10 дней Приднестровье останется без газа, света и тепла. Как Ленинград во время блокады. Тем более что перестанут работать и пекарни, которым пока выделяют энерголимит. Значит, не станет и хлеба.
В Кишиневе ищут выход. Один из экспертов предложил газ в Приднестровье подавать, но отбирать из трубы для нужд Молдавии сколько нужно без разрешения Тирасполя. А вице-премьер по реинтеграции РМ Олег Серебрян заметил, что «сепаратистов» не мешало бы приучить к холоду. Метод тоже не новый.
«Только сейчас «Молдовагаз» включился в работу. На сегодняшний день специалисты изучают алгоритмы поставок в Приднестровье. И эти алгоритмы должны быть согласованы с соответствующими должностными лицами РМ. Вот в этом сегменте мы сейчас находимся», – сообщил Вадим Красносельский. Ранее Майя Санду заявила, что «госучреждения изучат, через какую компанию Приднестровье хочет закупать и поставлять газ к границе Молдовы». Она напомнила, что «Газпром» не зарезервировал мощности в системе Трансбалканского трубопровода. Но это, по данным СМИ, намерена сделать кипрская фирма. Главное условие молдавского президента – чтобы «посредник не находился под международными санкциями».