Начальник Департамента международного военного сотрудничества Валерий Ревенко: «Минобороны отслеживает активность вооруженных сил соседних стран в приграничных районах». Фото с сайта www.mil.by
В понедельник Следственный комитет (СК) Белоруссии предупредил, что участие в акциях, организованных за рубежом оппозицией в целях дискредитации выборов, будет иметь уголовные последствия. А в Минобороны сообщили, что накануне выборов опасаются вооруженных акций оппозиционных эмигрантов. Между тем на днях достоянием общественности стали сведения из взломанной переписки бывшего замглавы Полка имени Кастуся Калиновского, а ныне «министра» в кабинете Светланы Тихановской Вадима Кабанчука. Из его посланий следует, что военное крыло оппозиции поражено взаимным недоверием и интригами.
СК Белоруссии в понедельник сообщил, что продолжает активную работу по установлению личностей членов оппозиционного актива за рубежом.
«В настоящее время следствием получена информация о планах беглых, направленных на попытку дискредитации Республики Беларусь на международной арене и разжигания социальной вражды посредством малочисленных уличных акций, имитирующих поддержку радикальных движений. Одним из «экстремистских перформансов» станет флешмоб с условным названием «Лукашенко в шредер», организованный Народными посольствами, – отмечает СК. – Кроме того, 26 января в Варшаве беглые преступники планируют проведение фестиваля «Беларусы годныя лепшага» (достойны лучшего. – «НГ»), целью которого является создание негативного имиджа вокруг избирательной кампании в Беларуси, накал социально-политической обстановки и внешнее воздействие на правовые институты».
Следственные органы выявляют и идентифицируют участников планируемых акций. Сообщается, что их деятельность документируется для принятия решения о привлечении фигурантов к уголовной ответственности.
Впрочем, в преддверии выборов повышенную бдительность демонстрирует не только СК, но и Минобороны. В эфире ВоенТВ начальник Департамента международного военного сотрудничества Валерий Ревенко рассказал, что внимательно отслеживается активность вооруженных сил соседних стран в приграничных районах. Но не только ею озабочено Минобороны.
«В то же время есть одна очень серьезная опасность – это действия даже не столько военных ведомств, приграничных государств с нами. Это действия, наверное, скорее всего определенных политических кругов, правительств, которые формируют подразделения из наших беглых, обучают их, вооружают. Здесь угроза есть однозначно. Возможно, будет неадекватное поведение. Возможно, они просто дадут приказ что-то сделать, какую-то провокацию. Мы к этому готовы», – заявил Ревенко.
Между тем на днях достоянием общественности стала довольно неприглядная информация, содержащаяся во взломанной неизвестными лицами электронной переписке бывшего заместителя командира Полка Кастуся Калиновского, а ныне «военного министра» Объединенного переходного кабинета Светланы Тихановской Вадима Кабанчука.
Из нее становится понятна подоплека случившегося с бывшим бойцом того же формирования Василием «Пацуком» Веремейчиком, который был выдан Вьетнамом белорусскому КГБ в конце ноября прошлого года. Произошло это фактически потому, что бойцу было отказано последовательно во въезде в Украину и в Литву, а соответственно – в ЕС вообще.
Из переписки Кабанчука следует, что эти решения могли быть приняты, поскольку Веремейчику отказали в доверии бывшие соратники. И связано это было с тем, что он просто переориентировался на другие центры силы внутри той же оппозиции. Общаясь со спецпредставителем офиса Тихановской в Украине Геннадием Манько, Кабанчук обращает его внимание на признаки контактов Веремейчика с бизнесменом и политиком, членом Координационного совета оппозиции Вадимом Прокопьевым. И это рассматривалось как компрометирующая информация. А все потому, что Прокопьев пытался организовать альтернативное добровольческое формирование «Погоня».
Вадим Прокопьев в своем комментарии одному из оппозиционных интернет-ресурсов вскрыл некоторые подковерные аспекты конкуренции внутри белорусской оппозиции.
«С первых дней теперь уже бывшее руководство ПКК боролось с любыми альтернативными подразделениями белорусов. Я был объявлен врагом. В ход шло все: разного рода подставы, дискредитации, использование связей в ГУР, в офисе Тихановской. «Погоню» полностью расформировали, меня вызвали в СБУ и вежливо, но твердо предложили выехать из Украины. Но мне повезло больше, чем Веремейчику, потому что на тот момент я уже получил убежище в одной из европейских стран», – говорит Прокопьев.
Политик отмечает: «Попытка объединить нас с Василием в «кубло» может быть связана с тем, что он твердо выражал недовольство устройством ПКК. Это вызвало ревность руководства. А нарисовать нас московскими шпионами-заговорщиками – это сегодня самый верный способ испортить кому-то жизнь в Украине».
Характерно, что созданием «Погони» непосредственно занимался подполковник Валерий Сахащик, которого активно поддерживал Прокопьев. Этот же бывший белорусский десантник занимал в то время пост представителя Объединенного переходного кабинета Светланы Тихановской по вопросам обороны и нацбезопасности. В августе прошлого года он покинул эту структуру. И заявил, что «у Светланы Тихановской нет понимания специфики работы, и в принципе введение должности по обороне и национальной безопасности послужило данью какому-то политическому моменту». При этом Сахащик констатировал: «Я был сильно разочарован, наблюдая, как люди, с которыми еще вчера мы спокойно договаривались, сидя за одним столом, вдруг стали конкурентами и практически врагами».
Вскоре его вакантный пост занял как раз интриговавший против группировки Сахащика Вадим Кабанчук.