Главы стран СНГ встретились перед Новым годом. Фото с сайта www.president.gov.by
Президент РФ Владимир Путин в среду открыл традиционный предновогодний неформальный саммит. На мероприятии отсутствовал премьер-министр Армении Никол Пашинян (у него был выявлен COVID-19), который примет участие в заседании Евразийского экономического союза 26 декабря онлайн. Единственные двусторонние переговоры Путина на полях саммита состоялись с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.
В этом году неформальный саммит СНГ проходил не в Санкт-Петербурге, а в Ледовом дворце курорта «Игора» на Карельском перешейке, известном своими горнолыжными склонами. Владимир Путин встречал гостей саммита в этой живописной обстановке. Открывая мероприятие, Путин сообщил, что президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву пришлось изменить планы и вернуться на родину.
Неучастие Никола Пашиняна в неформальном саммите СНГ, как сказал «НГ» политолог Армен Ханбабян, связано с наметившимся курсом Армении на дистанцирование от постсоветских военно-политических структур. После приостановки членства в ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) в начале 2024 года Армения продолжает отдаляться от России в сфере безопасности, хотя полный разрыв пока невозможен. В то же время Армения остается активным участником Европейского экономического союза (ЕАЭС), в заседании которого Пашинян примет участие по видеосвязи. Стоит отметить, что Армения в этом году председательствовала в ЕАЭС. Как сообщил накануне саммита СНГ пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, фиксированной повестки у заседания не будет: «Как правило, главы государств используют эту возможность и для обмена мнениями по актуальным вопросам, касающимся сотрудничества, и для обсуждения региональных ситуаций и двусторонних отношений».
По сложившейся традиции в ходе заседания лидеры стран СНГ обсудят итоги года. Лидеры отметили хорошую динамику в экономике: товарооборот России со странами СНГ растет и сейчас составляет более 93 млрд долл. Поддержано предложение создать при СНГ Международную ассоциацию добровольческих и некоммерческих организаций. Также все лидеры получили приглашение на празднование 80-летия Великой Победы в Москве.
По оценке Дарьи Рекеды, ведущего эксперта Центра комплексных и международных исследований НИУ ВШЭ (Высшей школы экономики), Содружество в 2024 году развивалось в соответствии с планом, успешно реализуя намеченные векторы сотрудничества, включая запуск Международной организации по русскому языку и поступательное развитие экономического партнерства. Санкционная политика не привела к критическим сбоям в торговых цепочках.
«Однако фокус внимания смещается на вопросы безопасности, обострившиеся из-за теракта в России, совершенного завербованным в Узбекистане гражданином, а также из-за ситуации в Сирии и возможной отмены эмбарго для «Талибана» (запрещенная в РФ террористическая организация) с целью выстраивания системного сотрудничества, безусловно, ставит вопросы безопасности в фокус внимания. СНГ предоставляет платформы для сотрудничества силовых структур. Важным направлением остается транспортно-логистическая инфраструктура, в частности строительство Срединного транспортного коридора, затрагивающего интересы значительного числа государств. Развитие разветвленной транспортно-логистической цепочки всегда в фокусе президентов и соответственно всей программы развития СНГ», – сказала «НГ» Дарья Рекеда. По ее мнению, саммит в Санкт-Петербурге, несмотря на отсутствие лидеров Азербайджана и Армении, подтверждает значение СНГ как коммуникационной площадки и демонстрирует стремление к укреплению евразийского пространства.
В преддверии саммита СНГ Владимир Путин и Эмомали Рахмон провели переговоры, в ходе которых высоко оценили российско-таджикские отношения. Путин назвал Таджикистан надежным союзником и партнером, подчеркнув ведущую роль России в торгово-экономическом сотрудничестве и инвестициях. Он также анонсировал увеличение квоты для таджикских студентов (до 1000 человек) и дальнейшее развитие преподавания русского языка в Таджикистане (72 учителя в 2024 году, 82 – в 2025-м). Рахмон выразил благодарность за российскую поддержку, в частности, в строительстве школы для одаренных детей и театра им. Маяковского в Душанбе. Хотя не сообщалось, миграционный вопрос, судя по заявлениям помощника президента России Юрия Ушакова, возможно, также рассматривался в ходе встречи.
По мнению эксперта Дарьи Рекеды, ключевым вопросом переговоров Путина и Рахмона стала миграционная политика, обострившаяся из-за ужесточения российского законодательства. Это привело к сокращению миграционного потока из Таджикистана в Россию на 16% (до 392 тыс. человек за первое полугодие 2024 года), существенно влияя на экономику и социальную сферу Таджикистана. Важными темами также стали вопросы безопасности, в частности ситуация в Сирии с присутствием таджикских и узбекских боевиков организации «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещенная в РФ террористическая организация) и потенциальная угроза их возвращения в Таджикистан, а также ситуация в Афганистане. В отличие от России, активно взаимодействующей с «Талибаном», Таджикистан сохраняет дистанцию, что проявилось в отказе от подписания совместной декларации на саммите БРИКС, касающейся афганского урегулирования. Этот отказ, по словам спецпредставителя РФ по Афганистану Замира Кабулова, был обусловлен двумя пунктами декларации: положительной оценкой борьбы талибов с «ИГ» (Исламское государство – запрещенная в РФ террористическая организация) и с наркотрафиком.
Эксперт по Центральной Азии Андрей Захватов считает, что на встрече Путина и Рахмона могла обсуждаться затянувшаяся передача власти в Таджикистане. «Завершение процесса над оппозиционными политиками, обвиняемыми в подготовке госпереворота (см. «НГ» от 19.11.24), рассматривается как финальная зачистка политического поля перед передачей власти Рустаму Эмомали. Хотя пока прямых контактов Рустама Эмомали с Путиным не было, вероятность такой передачи власти высока», – сказал «НГ» Захватов. Ожидается обвинительный приговор, призванный устрашить потенциальных конкурентов. Однако, по мнению Захватова, освобождение подсудимых стало бы демонстрацией силы и уверенности действующего президента в своем будущем.