Фото сайта aiaaira.com
Выборы президента Абхазии состоятся 15 февраля, но главные претенденты на высокий пост уже известны – это один из лидеров госпереворота Адгур Ардзинба и и.о. главы республики Бадра Гунба, за которым стоит свергнутый Аслан Бжания. Несмотря на то что информационную повестку в стране формирует недавняя оппозиция, у бывших властей остаются шансы вернуться. Страсти в Сухуме накаляются, и это уже вылилось в перестрелку в парламенте.
В четверг в парламенте произошла перестрелка. В результате от шальной пули погиб депутат Вахтанг Голандзия. Стреляли его коллеги Кан Кварчия (один из лидеров госпереворота, тоже попал в реанимацию) и Адгрур Харазия (скрылся с места происшествия). Перед этим политики поспорили из-за причин энергетического кризиса в Абхазии и путей выхода из него.
Почти сразу после свержения Бжании выяснилось, что в бюджете Абхазии нет денег даже на выплату зарплат бюджетникам, не говоря уже о закупке дефицитного электричества. Причем такая ситуация сложилась еще при бывших властях, но до наступления зимы это еще как-то скрывали. В значительной степени резкому ухудшению экономической ситуации поспособствовал отказ Москвы софинансировать выплаты зарплат и продавать электроэнергию по льготным тарифам на фоне неспособности Сухума провести ранее согласованные реформы в сфере привлечения российских инвестиций.
Впрочем, временное правительство кое-как смогло решить проблемы с оплатой труда. Как сказал и.о. вице-премьера, министра финансов Владимир Делба, «задействованы все резервные источники, существующие в стране, находятся новые рычаги, могут быть приняты какие-то специальные решения, чтобы консолидировать бюджетную систему доходов». В общей сложности таким образом удалось найти не менее 240 млн руб.
С электричеством все оказалось намного сложнее. На подорожавшую российскую электроэнергию наложился низкий уровень воды в водохранилище ИнгурГЭС, обеспечивающей потребности Абхазии (потребляет 40% вырабатываемой мощности) и Грузии (60%). В результате свет в домах стал появляться только ночью и на два-три часа днем. Еще в октябре, то есть при Бжании, Сухум попросил Москву помочь предотвратить энергетический кризис, но та ничего не ответила. При этом переток электроэнергии из России оплачен только до 24 декабря включительно, если до этого времени власти Абхазии ничего не придумают, ночью электричества тоже не будет. В свою очередь, приток воды для Ингурской ГЭС ожидается только весной.
Вместе с тем и.о. премьер-министра Абхазии Валерий Бганба все еще уверен, что отказ от инвестиционного соглашения с Россией, ставшего катализатором госпереворота, был правильным решением. «Если инвестиции не дадут отдачи государству, которое предоставляет необъяснимые льготы, разве это инвестиции? Надеюсь, что опасения абхазской стороны будут восприняты… Народ Абхазии всегда воспринимал и воспринимает Россию как главного партнера, с которым нас связывают исторически дружеские отношения. Мы поддерживаем РФ на пути СВО, в том числе наши ребята принимают активное участие в зоне боевых действий. Будем надеяться, что ситуация с софинансированием тоже выправится, хотя бы в части, касающейся заработных плат бюджетникам и работникам силовых структур, что поможет и в оплате перетока», – говорит Бганба.
В качестве запасного варианта власти Абхазии рассматривают возможность договориться о поставках электроэнергии с Грузией. Например, Сухум может получить зимой больше выработанных мощностей Ингурской ГЭС, чем Тбилиси, а летом компенсирует излишек. Кроме того, в городах предлагают отключить наружное освещение, в том числе рекламных щитов и вывесок. Также там думают над тем, чтобы отключать интернет на ночь, тем самым ограничив работу майнинговых ферм. Правда, реализация этой идеи может негативно сказаться на банковской системе и мобильных операторах.
Сторонники бывших властей говорят, что при Бжании такого беспорядка не было. Их противники утверждают, что тогда была заложена основа социально-экономической катастрофы, и если бывшие вернутся, то довершат начатое.
Как рассказал «НГ» абхазский политолог Инал Хашиг, окружение Бжании прекрасно понимает, что, несмотря на всю сложность, в которой оказалась страна после его свержения, лично он остается неизбираемым кандидатом в президенты. В связи с этим было решено выдвинуть на выборы Бадру Гунбу.
«Скорее всего в ходе предвыборной кампании Гунба будет напирать на то, что нынешний экономический кризис сложился из-за неспособности новых властей наладить диалог с Россией. Соответственно у него это должно получиться, хотя известно, что проблемы в отношениях с Москвой начались еще при Бжании, он же спровоцировал неконтролируемый рост числа майнинговых ферм, которые потребляют треть электроэнергии. При этом он вряд ли будет прикрываться авторитетом экс-президента, потому что ни у кого в Абхазии нет сомнений в том, что он был плохим главой государства. В целом Гунба, вероятно, лучший кандидат из всех, кого могли выдвинуть бывшие власти. Но Адгур Ардзинба остается фаворитом первого тура. Кто победит во втором, пока сложно сказать», – отметил Хашиг.
По его словам, в Абхазии есть большой протестный электорат, который готов голосовать против бывших властей, но также многие устали от череды государственных переворотов. Людей захлестывает апатия, и они говорят, что не хотят участвовать в этом представлении.