Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе остался без дипломатических льгот на проезд в ЕС. Фото Reuters
Заседание глав МИД стран Евросоюза принесло грузинской оппозиции лишь частичное удовлетворение. ЕС не введет санкции против Грузии, но может отменить безвизовый режим для обладателей дипломатических и служебных паспортов. Это не положит конец поездкам членов «Грузинской мечты» в Европу, а лишь осложнит их. Добиться большего не получилось из-за позиции Венгрии и Словакии.
«Это мое первое венгерское вето, но я гарантирую, что оно не последнее. Я оптимистка, я интенсивно работала с венгерскими коллегами и намерена работать с ними и в будущем, вместе с другими странами предлагая различные решения» – так глава европейской дипломатии Кая Каллас прокомментировала итоги встречи глав МИД стран ЕС, на которой одной из тем стали протесты в Грузии.
Напомним, ранее Европарламент осудил правительство кавказской республики за фальсификацию парламентских выборов. Соответствующая резолюция была основана на заявлениях противников «Грузинской мечты», которые до сих пор не смогли предоставить доказательств своей правоты. Как бы там ни было, евродепутаты призвали ЕС ввести санкции против членов правящей элиты Грузии и передать местным неправительственным организациям средства, предназначенные для официального Тбилиси.
Тем временем министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что в вопросе «Грузинской мечты» ЕС установил мировой рекорд по политическому лицемерию. Предотвратить введение санкций против правительства Грузии удалось только благодаря вето со стороны его страны и Словакии. По словам Сийярто, европейцы попытались провести «элементарную политическую атаку» против правительства, успешно доказывающего свою эффективность на протяжении многих лет, так как лояльные им либералы не смогли победить на выборах. Примечательно, что Венгрия и Словакия защитили Грузию, но не стали вступаться за Россию и Белоруссию, против которых в тот же день ввели санкции.
Позиция Будапешта и Братиславы во многом была прогнозируемой. Также, по словам премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе, за Тбилиси заступились Италия, Испания и Румыния. Как минимум косвенно их поддержал, например, Люксембург. Глава МИД великого герцогства Ксавье Бателли сообщил, что неправильно оказывать на «Грузинскую мечту» экономическое давление из-за прошедших выборов, потому что не было предъявлено никаких доказательств их фальсификации. Вместе с тем он поддержал санкции из-за жестокости, с которой полицейские разгоняли в центре Тбилиси протестующих против заморозки евроинтеграции до 2028 года.
«Проходит время, а у противников «Грузинской мечты» не появляется никаких доказательств фальсификации или хотя бы существенных нарушений при подсчете голосов. Наоборот, есть позитивные отзывы, которые свидетельствуют, что голосование прошло не хуже, чем во многих странах ЕС. Европейцам становится все сложнее игнорировать это обстоятельство. В конце концов, Брюссель будет вынужден смириться с тем, что Грузия – это не западная неправительственная организация, а суверенное государство, с интересами которого нужно считаться», – рассказал «НГ» политолог Петре Мамрадзе.
В итоге грузинские власти избежали общеевропейских санкций, но скорее всего лишатся возможности ездить в ЕС без виз, используя свои дипломатические и служебные паспорта. В этой части противники «Грузинской мечты» не требовали, так как изначально хотели, чтобы ограничения не касались рядовых грузин. Правда, такое решение может унизить представителей правящей элиты республики, но не навредить им, так как они всегда могут попробовать попасть в ЕС по своим обычным паспортам – визовый режим между странами не восстановлен.
«Хотя эта рекомендация имеет, по сути, символическую нагрузку, ее следует расценивать как однозначно антигрузинский шаг, подрывающий авторитет европейских структур в восприятии грузинского общества. Результатом таких решений является постоянная девальвация европейских структур в восприятии грузинского общества, что является серьезной проблемой. Недавно Евросоюзом было проведено исследование «Евробарометр», согласно которому доверие к европейским структурам в Грузии за последние шесть месяцев снизилось на 6%. Именно такие решения снижают доверие грузинского общества к европейским структурам», – отреагировал Кобахидзе на изменение визовой политики ЕС.
С другими западными союзниками, которых теперь, наверно, правильнее будет назвать партнерами, у Грузии тоже не все гладко. Например, накануне министерской встречи в Брюсселе глава МИД Грузии Мака Бочоришвили созвонилась с госминистром Великобритании по делам Европы и Северной Америки Стивеном Даути. Комментируя переговоры, британец заявил, что общался с представителем «Грузинской мечты», а не с членом правительства Грузии. При этом Бочоришвили пыталась заверить его, что Тбилиси остается верным западному вектору развития.
В свою очередь, представитель Госдепа США Мэтью Миллер объявил, что в ближайшее время Вашингтон собирается ввести санкции против властей Грузии. «Мы готовим пакет дополнительных санкций, который опубликуем в ближайшие недели. Это не то, что можно сделать за ночь, нужно убедиться, что делаешь это в соответствии с законом, и это то, над чем мы работаем прямо сейчас, даже во время разговора», – сказал дипломат.