Аслан Бжания ушел в отставку. Фото с сайта www.presidentofabkhazia.org
В ночь на 19 ноября президент Абхазии Аслан Бжания подал в отставку. Узнав об этом, его противники освободили правительственный квартал. Впрочем, политический кризис на этом не закончился.
В ходе тайного голосования в парламенте самоотвод Бжании поддержали 28 депутатов, один выступил против, четверо вовсе не явились на работу. Два бюллетеня были признаны недействительными. Правда, большого секрета в том, кто и как проголосовал, в любом случае не было бы. Депутаты заполняли бланки в присутствии журналистов, которых было чуть ли ни в два раза больше народных избранников. Они почти вплотную подносили свои камеры к политикам и могли фиксировать каждый их шаг. Решению об отставке предшествовали шестичасовые переговоры с оппозицией.
Интересы главы государства представляли вице-президент Бадра Гунба, спикер парламента Лаша Ашуба и председатель государственного таможенного комитета Отар Хеция. С другой стороны говорили лидер Абхазского народного движения Адгур Ардзинба, глава Комитета по защите суверенитета Леван Микаа и депутат парламента Кан Кварчия. При этом даже вечером 18 ноября Бжания не терял надежды развернуть все в свою сторону. Так, в интервью российскому телеканалу «Первый» он заявил, что абхазская оппозиция может быть связана с президентом Грузии Саломе Зурабишвили, и настаивал, что государственный переворот не пройдет.
Вместе с тем Бжания заявил о готовности уйти в отставку еще вечером 15 ноября, когда попытка властей ратифицировать инвестиционное соглашение с Россией привела к захвату сначала парламента, а затем администрации президента. Однако стороны не могли согласовать условия, на которых президент лишится своего поста. Для Бжании было принципиально, чтобы этот процесс выглядел как объявление досрочных президентских выборов, в которых он примет участие, а не как государственный переворот. В свою очередь, оппозиция рассчитывала именно свергнуть главу республики, поставив крест на его дальнейшей политической карьере.
В итоге стороны пришли к компромиссному решению. Во-первых, до президентских выборов исполнять обязанности главы государства будет Гунба (изначально оппозиция предлагала на этот пост Ашубу). Во-вторых, вместе с Бжанией в отставку ушел премьер-министр Александр Анкваб – его заменил Валерий Бганба, который уже руководил правительством с 2018 по 2020 год. Оппозиция также требовала уволить глав силовых ведомств, но добиться этого не смогла.
Кроме того, 15 ноября оппозиция требовала немедленно провалить ратификацию инвестиционного соглашения с Россией и больше не возвращаться к рассмотрению конкретно этого документа. Первоначально пресс-служба президента Абхазии заявила, что Бжания готовит его отзыв из парламента, но этого так и не произошло. На шестичасовых переговорах эта тема не поднималась, но оппозиция рассчитывает, что до конца недели парламент все-таки проголосует против ратификации.
«Для нас это уже третий политический кризис. Мы должны сделать определенные выводы. В Абхазии невозможно самодержавие, в нашей стране нужно чувствовать свой народ и любить его. Надеюсь, что впереди у нас стабильное развитие. Очень хочу, чтобы в будущем у нас не было таких не очень красивых моментов… Нас мало, но мы всему миру в очередной раз показали, что ни олигархи, никакие внешние силы нам не страшны. Мы будем бороться за свою родину, за каждый клочок земли», – заявил Ардзинба.
Противники Бжании восприняли итоги переговоров с нескрываемой радостью. Несколько тысяч человек, собравшихся возле правительственного корпуса, начали стрелять в воздух и танцевать лезгинку. Правда, к утру критические медиа начали обращать внимание на то, что оппозиции еще предстоит проделать большую работу: победить на президентских выборах, провести выборы глав городов и районов, перестроить политическую систему таким образом, чтобы один человек больше не мог сконцентрировать в своих руках всю власть.
«Достигнутый компромисс между Бжанией и его противниками был наиболее приемлемым для обеих сторон. Практически все требования сторон исполнены. Гунба не раздражает оппозицию, а Бганба не претендует на власть. Но эти договоренности не снижают градус напряжения в обществе. Говорить о преодолении кризиса все-таки рано. Наоборот, в ходе предвыборной гонки, в которой будет участвовать Бжания, возможны новые эксцессы», – заявил «НГ» кавказовед Артур Атаев.
Эксперт подчеркнул, что досрочные президентские выборы состоятся в январе. К этому моменту оппозиция должна выдвинуть единого кандидата, если она хочет победить. Пока, по мнению Атаева, фаворитом является Адгур Ардзинба. В 2020 году за него проголосовали 35,42% избирателей, а в 2024-м он сыграл ведущую роль в организации протестов против Бжании.
Что касается инвестиционного соглашения с Россией, ставшего ахиллесовой пятой теперь уже экс-президента, то оно может быть реанимировано только после выборов. Пока рано говорить о том, будут ли его переписывать, но в каком-то виде этот документ в любом случае необходим для экономического развития Абхазии, считает Атаев.