Александр Лукашенко успел высказать наболевшее за три минуты. Фото Reuters
Во вторник Александр Лукашенко выступил с речью на Всемирном саммите по борьбе с изменением климата, проходящем в Баку. Он весьма критически отозвался о том, как эта борьба организована, и предложил свежие решения. А кроме того, президент Белоруссии воспользовался мероприятием, чтобы встретиться с целым рядом зарубежных лидеров. От некоторых он услышал весьма лестные оценки.
Перед началом саммита президента Белоруссии встретили президент Азербайджана Ильхам Алиев и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. С первым Лукашенко тепло обнялся. Накануне они уже успели провести двусторонние переговоры. Попробовал белорусский лидер приобнять и главу ООН. Но тот несколько смущенно ограничился рукопожатием.
До начала общего заседания у Лукашенко было время провести переговоры и с другими лидерами. Так, на встрече с президентом Сербии Александаром Вучичем Лукашенко предложил интенсифицировать двусторонние отношения.
«30 лет как мы живем в дипломатических отношениях. Немало сделано, но и в нашей судьбе, и в судьбе Сербии произошли серьезные изменения. Это все перед глазами. Тем не менее жизнь продолжается. Думаю, что нам надо интенсифицировать наши отношения. Это плохо, что у нас нет таких интенсивных отношений. При всех наших сложностях. Они, конечно, существуют», – отметил глава Белоруссии. Эти сложности Лукашенко прекрасно понимает и даже сочувствует Вучичу. Тем не менее он призвал балканского коллегу не забывать о старых друзьях.
«Я понимаю Сербию и часто об этом говорил, что вам сложно, практически находитесь в окружении, изоляции. Из этого надо исходить и строить свою политику. Но старых друзей терять нельзя. Поэтому с Россией, Беларусью поддерживать отношения надо. Это истинные друзья, глубокие друзья, и в этом направлении, я полагаю, в Сербии будут делать максимум», – уверенно резюмировал белорусский лидер.
А вот с президентом Зимбабве встреча вышла куда более эмоциональной. «Господин президент, рад видеть вас активным, жизнерадостным, несмотря на все проблемы, которые у нас существуют в мире», – приветствовал африканского лидера Лукашенко.
Тот, впрочем, не остался в долгу. «И вам тоже мой комплимент. Прекрасно выглядите. И моложе, конечно», – любезно ответил зимбабвиец. Лукашенко зачем-то попытался опротестовать последний тезис. Однако африканец был непреклонен: «Ну, по сравнению со мной вы, господин президент, как юноша выглядите. Мне 82 года. Поэтому, смотря на вас, господин президент, я вижу своего молодого-молодого брата».
«Молодой брат» предложил компромиссный вариант: «Мы собираемся с вами еще жить, и не один год, и нам предстоит еще немало сделать». На этом два лидера и сошлись.
Впрочем, Лукашенко предложил визави расширить их дружеский круг: «У меня есть идея, которую мы с вами обсуждали в свое время. Что мы где-то встретимся у вас, пригласим и президента Мозамбика и вместе выстроим наши совместные отношения. Сделаем так, что у вас появятся свои порты в Мозамбике, и мы через них будем с вами эффективнее и активнее сотрудничать».
После этой по-африкански горячей встречи президент был готов активно обсуждать климатические вопросы. Но был разочарован, о чем и сообщил участникам саммита, когда до него наконец дошла очередь.
«Поскольку из-за такого махрового бюрократизма Секретариата ООН за три минуты практически сказать невозможно что-то, я ограничусь буквально несколькими предложениями», – пожаловался с трибуны глава Белоруссии.
Дело в том, что на сессии саммита с участием глав государств установлен регламент на выступления в пределах трех минут. Это, конечно, никак не соответствовало темпераменту выступающего. Тем не менее он сумел уложиться в отведенное время и высказать наболевшее.
«Здесь очень много говорили о том, кто сколько сделал по улучшению климата. Но я сравниваю последний период после предыдущего нашего саммита. Стало только хуже. Всего более 50 конфликтов в мире, которые жестоко влияют на климат на нашей планете. Так что, стало лучше? Кто стал платить за выбросы?» – обозначил проблематику глава государства.
Лукашенко обратил внимание на то, что некоторые из тех, кто наиболее активно педалировал климатическую повестку, отсутствуют на этой конференции. «Более того – саботируют», – не сдержался докладчик. И продолжил: «То ли еще будет после президентских выборов в Соединенных Штатах Америки. Встает вопрос: так какова же эффективность нашей деятельности на подобных саммитах? Когда-то президент Франции чуть ли не великим себя считал за Парижское соглашение. И где этот президент сегодня? Неужели это не актуально? Вот эффективность нашей работы. Так что рапортовать пока не о чем».
И объяснил свою запальчивость: «Я это откровенно говорю потому, что мою страну упрекнуть в этом плане не за что. Мы жестко выполняем все обязательства, которые взяли на себя».
Лукашенко констатировал, что климат изменился, и это уже факт. С ним надо не просто смириться, но суметь сделать надлежащие выводы: «Поэтому первостепенная задача – перенастроить национальные экономики, прежде всего сельское хозяйство, с учетом изменившихся условий, адаптировать его к новым условиям».
И вот в этой сфере, по его уверениям, Республика Беларусь достигла немалых успехов, которыми готова щедро делиться с человечеством.