Фото с сайта www.akorda.kz
На усложнившемся геополитическом пространстве Евразии Казахстан остаётся одним из наиболее важных и стратегических партнёров России. В двусторонних переговорах наши страны чаще всего делают акцент на экономических достижениях и взаимном культурном обогащении. Но есть ещё один ключевой аспект, на который стоит обратить особое внимание: это формирование образа будущего Казахстана на основе акцентированной поддержки образования и науки, развития человеческого капитала и уважения к истории. Понимание внутренних ценностных ориентиров нашего ближайшего соседа помогают определить те векторы, по которым в перспективе будет усиливаться межстрановой диалог.
Рекордные инвестиции в знания
В последние пять лет Казахстан стал резко наращивать вложения в сферу знаний: бюджет образования увеличился в 2,5 раза, а объём инвестиций – в шесть раз. Причём, если ранее речь шла о каких-то отдельных точечных проектах («избранных» школах и университетах), то сегодня государство вкладывает огромные, по меркам этой страны, средства в массовое образование и популяризацию науки.
Нет, пожалуй, ни одной другой сферы, которой бы уделялось столько внимания. Судя по официальным данным, только в 2023–2024 годах здесь введено порядка 190 тыс. новых ученических мест, а до конца 2025 года планируется построить 369 школ на 740 тыс. мест, причём 163 школы будет построено в селах. Повсеместно внедряется современная цифровая инфраструктура, благодаря которой дети даже в самых отдалённых районах имеют доступ к высоким образовательным технологиям.
Определённый вклад в формирование новой экосистемы знаний в Казахстане вносит Россия. В прошлом году по итогам переговоров президентов Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева в Астане было принято решение о строительстве за счёт российского бюджета трёх русских школ на юге Казахстана, а именно – в Туркестанской, Кызылординской и Жамбылской областях. В этих регионах страна всё ещё испытывает заметную нехватку школ. Как отмечал тогда министр просвещения Республики Казахстана (РК) Гани Бейсембаев, в Казахстане поддерживается полиязычие, и наличие школ с углубленным изучением русского языка повышает конкурентоспособность казахстанских учеников.
Параллельно власти Казахстана повышают престиж профессии учителя, понимая, что новые технологии и уютные классы бесполезны без грамотных педагогических кадров. Первым делом был принят специальный закон «О статусе педагога», направленный на защиту прав и законных интересов учителей. Таким образом, была создана система социальных гарантий для педагогов, их освободили от несвойственных функций и отчётности.
Говоря проще, местные власти перестали привлекать «бюджетников» к различным культурно-массовым мероприятиям, поквартирным обходам и прочим отстранённым делам. Существенно уменьшилось бюрократическое давление: были отменены десятки форм отчётностей, чтобы учителя могли больше времени проводить в работе с детьми.
Кардинально меняется фонд оплаты труда учителей: в 2020 году их зарплата повысилась на 25%, в 2021 – на 50%, в 2022 – ещё на 75% и в 2023 – сразу на 100%. Вслед за ростом материального обеспечения педагогов началась поддержка и смежных специальностей. В прошлом году на 30% увеличилась зарплата работников детских садов, а в 2024 году – более чем на 70% выросли оклады административного и вспомогательного персонала организаций образования. В 2025 году планируется повысить заработную плату работникам этой категории ещё на 100%. Хотя уже сейчас доходы работников сферы школьного образования значительно выше средних зарплат по стране.
Очевидно, что всё это самым положительным образом сказалось на повышении популярности и престижности профессии педагога. Если раньше в учителя шли от безысходности и отсутствия выбора, то сегодня здесь резко повысилась конкуренция за университетское образование и гранты. Теперь в профессию идут осознанно, выдержав значительный конкурс при поступлении.
Что немаловажно, финансовая поддержка будущих учителей идёт со студенческой скамьи. Стипендии обучающимся по педагогическим специальностям увеличены в 2,5 раза. Аналитики Центра трудовых ресурсов РК определили, что педагоги попали в топ-10 профессий, которые востребованы в Казахстане. Только в этом году на подготовку будущих учителей выделено порядка 16 тыс. грантов. И вот результат: среди выпускников, получивших поддержку государства, около 1800 человек – золотые медалисты школ.
Сегодня в Казахстане трудятся около 600 тыс. педагогов во всех организациях образования, в том числе в школах – порядка 400 тыс. Естественно, что государство заинтересовано в их постоянном развитии. Поэтому, во-первых, была пересмотрена и ужесточена процедура аттестации педагогов, в результате которой некомпетентные кадры вынуждены уступать место более продвинутым специалистам; во-вторых, происходит переход от традиционного механизма повышения квалификации к непрерывному профессиональному обучению. Благодаря этому за последние пять лет более 430 тысяч казахстанских учителей прошли бесплатные курсы повышения квалификации.
Логичным результатом такой политики стали многочисленные победы казахстанских школьников на международных предметных олимпиадах. Только в этом году ими было завоевано 360 медалей, включая математику, биологию, робототехнику и так далее. У этих ребят впереди – отличные перспективы, если учитывать, что за последние годы финансирование науки в Казахстане выросло сразу в 3,5 раза, реализуются сотни новых исследовательских программ, организуются стажировки в ведущих мировых научных центрах.
Недавно на праздновании Дня Республики Президент Касым-Жомарт Токаев вручал высшие награды страны. Символично, что три из четырёх званий Героя Труда Казахстана достались деятелям образования и науки, в том числе – Эльмаре Траисовой, учителю русского языка и литературы из Уральска. Всего же из 450 удостоенных в этот день госнаград 137 человек представляли сферу школьного образования и 80 – науку. Остальные, к слову, – люди рабочих профессий, производственники, шахтёры, работники транспорта и другие.
Можно констатировать, что Казахстан динамично движется в направлении улучшения своей образовательной системы, создавая условия для качественного обучения и профессионального роста педагогов. Учителя становятся реальной элитой общества, что подтверждается их социальным статусом и возможностью получения высоких доходов честным и ответственным трудом.
Фото с сайта www.akorda.kz |
Параллельно в казахстанском обществе формируется культ труда. Президент Токаев в своих выступлениях часто подчёркивает важность труда как основной ценности в обществе. Героем современного Казахстана становится труженик, для которого первостепенны ответственное отношение к своему делу и постоянное стремление к совершенствованию. В условиях быстро меняющегося мира, где технологии играют ключевую роль в экономическом и социальном развитии, Казахстан формирует нацию технократов. О важности этой задачи говорит то, что 2025 год объявлен в Казахстане Годом рабочих профессий.
Начинается всё, опять же, с образовательной системы, где акцент делается на развитии технических и аналитических навыков, которые позволят результативно работать в различных секторах экономики. На сегодня в 772 колледжах страны обучается 565 тыс. студентов, из них по рабочим квалификациям – 252 тыс. молодых людей.
Трендом стали системные шаги по увеличению объёмов госзаказа в техническом и профессиональном образовании. Так, в 2022 году количество грантов в этом сегменте составляло 125 тыс., в 2023 г. – 133 тыс., в текущем – 143 тыс. Всего в колледжах 65% госзаказа направлено на технические специальности, в следующем году этот показатель планируется довести до 70%. Здесь же можно отметить и то, что ежегодно казахстанские предприятия подают заявки на подготовку необходимых им кадров. По таким запросам сегодня знания получают 30 тыс. молодых людей. Так предприятия-заказчики берут на себя обязательства по организации практики и дальнейшему трудоустройству выпускников.
Для поддержки тех, кто отдал предпочтение рабочим специальностям, каждый год увеличивается размер стипендий. Если, к примеру, в 2022 году сумма ежемесячных выплат составляла примерно 20 тыс. тенге (4 тыс. рублей), то с этого года – 43 тыс. тенге (более 8 тыс. рублей). Кроме того, решается и жилищный вопрос студентов, которых обеспечивают местами в общежитиях. Только за январь-июль 2024 года было введено в эксплуатацию 20 новых общежитий. Потребность в жилье для студентов в настоящее время уже закрыта на 87%.
Важно отметить, что в Казахстане открываются филиалы ведущих российских технических вузов. Это подтверждает тесное взаимодействие двух стран в образовательной среде и высокую оценку качества российского преподавания. Так, в 2022 году в Атырау был открыт филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. В сентябре текущего года запущен филиал Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева в Таразе. В следующем году планируется создание филиала МГИМО в Астане и Челябинского государственного университета в Костанае.
Кроме того, Казахстан ставит амбициозную цель стать академическим хабом в евразийском регионе, привлекая всё больше студентов из стран России, стран СНГ, Центральной Азии и других государств.
С уважением к исторической памяти
Политика Президента Касым-Жомарта Токаева ориентирована на соблюдение традиционных ценностей и уважение к общей исторической памяти. Казахстан с особым трепетом чтит героев Великой Отечественной войны, понимая, что путь к победе был оплачен жизнями и судьбами миллионов сограждан.
В 1941–1945 годах из Казахстана на фронт ушли порядка 1,2 млн человек, половина из них не вернулась домой. Эти люди – часть живой памяти народа, как и ветераны, что сегодня остаются примером стойкости и самоотверженности. Отрадно, что государство сосредоточено на том, чтобы уважение к исторической памяти и ценностям прошлых поколений оставалось неотъемлемой частью общественной жизни. Президент Токаев уже дал указание, чтобы предстоящее 80-летие Победы было отмечено достойно, а ветераны и их семьи – окружены заслуженным вниманием и уважением.
Сегодня казахстанцы гордятся, что внесли важный вклад в победу над фашизмом. Люди помнят легендарных 28 панфиловцев, которые стояли насмерть у стен Москвы; героинь Алию Молдагулову и Маншук Маметову, чьи имена навечно вписаны в историю; лейтенанта Рахимжана Кошкарбаева, первого водрузившего красное знамя на лестнице главного входа рейхстага.
Каждое из этих имён остаётся символом стойкости и решимости народа, в честь героев Великой Отечественной в Казахстане до сих пор возводятся памятники, называются проспекты, улицы, аэропорты и самолёты.
На фронт в те годы работал и тыл: буквально все – от мала до велика, начиная от работников заводов до жителей отдалённых аулов, снабжали армию продуктами и оружием. Эвакуированные предприятия со всего СССР обосновались здесь, став важной частью экономики и культуры, а эвакуированные граждане, оценив гостеприимство казахского народа, нередко оставались, внося свой вклад в развитие республики.
Сейчас в стране – 148 ветеранов войны, каждый из которых окружён вниманием и поддержкой государства. В Казахстане – одни из самых высоких в СНГ денежных выплат для ветеранов войны и труда, а также поколения «детей войны». Помимо ежемесячных довольствий, им регулярно оказывается единовременная помощь. К примеру, в этом году ветераны получили 1,5 млн тенге (около 320 000 рублей) в среднем по стране. В близкой к столице Акмолинской области эта сумма составила 3 млн тенге (около 640 000 рублей), в ряде других регионов – по 2 млн (около 400 000 рублей).
С таким подходом естественно, что для Казахстана, как и для России, 9 Мая остаётся не просто памятной датой, а праздником со слезами на глазах. Казахстан делает всё возможное, чтобы ветераны не были забыты: для страны эти шаги – не просто дань уважения прошлому. Ветераны и их наследие, их примеры храбрости и трудолюбия остаются важной частью жизни Казахстана. Молодое поколение, вдохновлённое их подвигами, растёт с пониманием, что такое самоотверженность и сила духа. Ведь в такой стране, где уважают знания, труд и историческую память, формируется здоровое общество с правильными ценностями.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать