0
1556
Газета СНГ Печатная версия

17.09.2024 19:34:00

Варшава «подарила» белорусам новый праздник

День народного единства стал ответом на недружественные действия соседей

Тэги: белоруссия, польша, международные отношения, общество, политика, история


белоруссия, польша, международные отношения, общество, политика, история Белорусам праздник единения, похоже, по душе. Фото с сайта www.sb.by

В Белоруссии 17 сентября отметили День народного единства. Празднику всего три года. Он связан с датой похода Красной армии 1939 года, результатом которого стало присоединение белорусских земель, входивших в состав Польши, к Советскому Союзу. Белорусские историки признают, что эта дата вызывает в Польше негативную реакцию, но утверждают, что Варшава сама виновата в том, что Минск решил акцентировать именно это событие. Впрочем, эксперты утверждают, что Польша давно уже не посягает на свои прежние территории.

День народного единства отметили 17 сентября граждане Белоруссии. Президент Александр Лукашенко в своем обращении к народу так охарактеризовал это торжество: «Это праздник исторической справедливости, символизирующий национальное возрождение Беларуси. 17 сентября 1939 года осуществилось извечное стремление белорусов жить на своей территории единой семьей в мире и согласии. С тех времен мы усвоили истину: чтобы оставаться независимыми, надо быть сильными экономически, политически и духовно».

Лукашенко подчеркнул: «85 лет назад наши предки воссоединились ради созидания на благо общего будущего. Шаг за шагом трудовыми и ратными победами, талантом и энергией миллионы людей укрепляли государственность, утверждаясь среди народов и культур как крепкая духом и прогрессивная нация».

Праздник это молодой. И его специфика такова, что неизбежно связана не только с разнообразными торжественными мероприятиями и уличными активностями, но и с публичными дискуссиями, а точнее сказать, разъяснениями его смысла. Вот как, например, на интернет-портале «БЕЛТА» говорит о сути и истории праздника декан факультета журналистики БГУ историк Алексей Беляев: «Ошибочно думать, что празднику только три года. Уже в 1939-м, когда состоялся знаменательный освободительный поход Красной армии, 17 сентября стал особым торжественным днем. Он несколько лет отмечался. Во многих поселках и городах Западной Беларуси есть улицы и площади 17 Сентября, которые получили свое название еще в те годы. После 1949 года этот праздник на уровне высшего советского руководства затерли, поскольку Польская Народная Республика оказалась в социалистическом лагере – не хотелось напоминать лишний раз польским товарищам о сложном периоде наших отношений. Так что сейчас мы можем говорить не о создании нового праздника, а о возрождении традиции празднования 17 сентября».

Историк честно признается, что возвращение праздника и придание ему высокого статуса и значения – это ответ на недружественные действия Польши. «После 2020-го стало очевидно, что те самые соседи, с которыми мы пытались дружить, сами без зазрения совести пошли на обострение отношений. Именно польское государство приложило много усилий для подготовки в нашей стране агентов влияния, так называемой пятой колонны».

Кроме того, эксперт утверждает: «Мы наблюдали активную деятельность польского меньшинства, в частности ряда журналистов, по продвижению польских нарративов об этой дате. В их публикациях всегда прослеживалась идея, что Западная Беларусь – польская земля».

И ответ властей Белоруссии, с его точки зрения, был вполне логичен: «С нашей стороны требовалась ответная реакция. Необходимо было с идеологической точки зрения застолбить дату 17 сентября и еще раз показать: белорусы, живя на своей территории, имеют право отмечать ее, никого не стесняясь и не боясь».

Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии в преддверии праздника провел исследование, целью которого было понять, насколько общество разделяет «идейные смыслы», заложенные в праздник. И результаты продемонстрировали, что 75,6% населения страны разделяют их полностью и с энтузиазмом. Причем отмечается позитивная динамика – в прошлом году таковых было лишь 71,5%.

Во имя укрепления народного единства накануне праздника президент Белоруссии подписал указ о помиловании еще 37 человек, осужденных за преступления экстремистской направленности. Как отмечают государственные СМИ, «это очередной жест гуманизма со стороны государства по отношению к оступившимся». Среди помилованных – шесть женщин, еще несколько человек имеют хронические заболевания, являются инвалидами, а также пенсионерами. Особо подчеркивается, что все они раскаялись и просили дать им возможность вернуться на свободу, чтобы вести законопослушный образ жизни.

Но те, кто не хочет разделить с соотечественниками радость праздника, те, кого Лукашенко называет «беглыми», конечно, дают отмечаемой дате совсем другую оценку.

Политолог Александр Фридман отмечает: «Для истории Беларуси – это, безусловно, важное событие. Оно коренным образом повлияло на судьбы людей, живших в то время на территории современной Беларуси. Но приравнивание 17 сентября к 9 мая и 3 июля выглядит очень странно. 9 мая – капитуляция нацистской Германии, 3 июля – освобождение столицы БССР от нацистов. 17 сентября по своей сути совсем иной праздник».

Эксперт полагает: «Если я не ошибаюсь, это первый факт с 1945 года, когда события сталинского периода становятся государственным праздником в европейском государстве».

По поводу претензий Польши на белорусские территории аналитик утверждает: «Реальность же такова, что вопрос Западной Беларуси для Польши закрыт, и уже давно. Он используется в пропагандистских политических целях Минска. Это в том числе и попытка сыграть на антипольских настроениях, которые в Беларуси тоже имеются». 


Читайте также


В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
976
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
435
Народ-подросток в осмыслении прожитого

Народ-подросток в осмыслении прожитого

Ольга Камарго

Роман Сенчин подвел итоги последних тридцати лет

0
634
Спешит Онегин одеваться

Спешит Онегин одеваться

Максим Артемьев

Скрип сапог в русской литературе

0
272

Другие новости