Глава Нацбанка Украины Андрей Пышный предупредил, что возобновление работы миссии МВФ в РФ будет иметь негативные последствия. Фото со страницы Национального банка Украины в Flickr
В условиях военного конфликта с Россией украинские власти получают около 100 млрд долл. внешней поддержки в год, но этого мало. А потому в МВФ должны обеспечить увеличение финансирования Украины до 150 млрд долл. ради достижения ее победы, заявили в Королевском банке Канады. Похоже, подобные призывы направлены на получение доступа к дополнительным финансовым ресурсам также с целью их банального разворовывания ключевыми игроками, указали эксперты.
Международный валютный фонд недооценивает потребности Украины в расходах, связанных с военным конфликтом с Россией. Такую оценку старшего стратега по суверенным облигациям в отделе управления активами Королевского банка Канады Тимоти Эша для издания Центра анализа европейской политики процитировали в четверг киевские СМИ. По словам Эша, общий объем зарубежной помощи для Украины за период конфликта ежегодно составляет около 100 млрд долл, однако украинской стороне требуется более масштабное финансирование – до 150 млрд долл.: «...если мы хотим, чтобы она победила». «Хотя западное финансирование Украины в среднем составило около 8,5 млрд долл. в месяц в течение последних 2,5 лет, мы можем видеть взлеты и падения, отражающиеся в оборонных и наступательных операциях Украины, причем последние были дороже первых», – отметил представитель Королевского банка Канады. А потому, добавил аналитик, Украине нужно предоставить 100–150 млрд долл. в год, чтобы она смогла победить, а не 35–40 млрд долл., как предлагает МВФ.
Упомянутое заявление было озвучено, едва в МВФ успели сообщить о согласовании решения по выделению очередной помощи Киеву в размере 1,1 млрд долл. в рамках четырехлетней программы на сумму 15,6 млрд долл., которое в ближайшие недели предстоит утвердить исполнительному совету фонда. Также примечательно, что накануне премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, разъяснив на пресс-конференции неожиданное появление бюджетной дыры размером в 500 млрд грн (свыше 1 трлн руб.), фактически переложил ответственность на МВФ. Поскольку когда в Киеве совместно с его представителями планировали бюджет на 2024 год, то изначально исходили из прогнозов партнеров о завершении боевых действий до лета 2024 года (см. «НГ» за 11.09.24). Но далее предпринятое украинскими властями наращивание мобилизации также потребовало новых бюджетных расходов в 500 млрд грн в условиях, когда на содержание одного военнослужащего Вооруженных сил Украины (ВСУ) в год приходится примерно 1,2 млн грн, рассказал Шмыгаль.
Причем из его разъяснений следовало, что к ранее запланированному в бюджете объему военных затрат в кабмине просто приплюсовали дополнительную сумму с учетом предполагаемого пополнения. Но по логике, одновременно также следовало сократить общий объем соответствующих средств, исходя из уменьшения первоначальной численности военнослужащих ВСУ вследствие потерь.
При этом военные потери Украины продолжают возрастать и составляют значимую долю по отношению к численному составу украинской армии, уровень которого на линии боевого соприкосновения колеблется в районе 500–650 тыс. человек, сообщил «НГ» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. Как он уточнил, по данным Минобороны РФ, общее количество безвозвратных потерь в ВСУ достигло 600–700 тыс., а по оценкам западных аналитиков – 300–500 тыс.
На таком фоне появившиеся в Канаде новые призывы к выделению от МВФ еще более значимых сумм для достижения победы Украины неизбежно породили сомнения в их реалистичности. А также вопросы о том, в самом ли деле инициаторы подобных идей предполагают в результате добиться неких военных и политических успехов в противостоянии с Россией или же тут просто разговор о «бабках», которые рассчитывают заполучить группы доверенных лиц.
Прежде всего здесь идет речь об интересах тех, кто получит доступ к дополнительным финансовым ресурсам, заметил «НГ» председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Да и в целом, продолжил он, в рамках текущего военного конфликта западные партнеры Киева в первую очередь решают собственные экономические задачи. Видимо, они и далее рассчитывают использовать Украину также для оказания давления на Россию. С тем, в частности, чтобы диктовать ситуацию на внешних рынках и не позволять Москве продавать свои энергоресурсы на выгодных для нее условиях, сказал Аксаков и попутно также прокомментировал коллизию, связанную с предстоящим приездом миссии МВФ в РФ, который уже вызвал протесты представителей Киева.
Но и в Москве некоторые эксперты тоже высказались против, предупредив о рисках получения представителями МВФ чувствительной информации по торговым партнерам, продолжающим сотрудничать с российской стороной. «Очевидно, в первую очередь МВФ служит инструментом продвижения влияния США и западных стран. И надо помнить, что действия этой структуры не нацелены на решение каких-то вопросов в пользу России. Но поскольку Москва некогда включилась в сотрудничество с фондом, то, наверное, категорически его разрывать не стоит. Также и для того, чтобы самим получать нужную информацию и понимать, чего хотят наши противники и как этому противостоять, и в то же время обеспечить интересы России», – уточнил глава думского комитета.
Напомним, накануне глава Национального банка Украины (НБУ) Андрей Пышный и министр финансов Сергей Марченко призвали МВФ отказаться от отправки миссии в РФ для проведения консультаций, стартующих на следующей неделе. По мнению Марченко, возобновление такого сотрудничества чревато легитимизацией российских властей. И по оценке Пышного, последствия «могут быть крайне негативными и точно будут противоречить глобальной повестке дня».