Главы стран Центральной Азии и канцлер Олаф Шольц подведут итоги работы с момента прошлогоднего заседания и рассмотрят планы на будущее. Фото с сайта www.president.tj
Федеральный канцлер Германии Олаф Шольц посетит Узбекистан и Казахстан с 15 по 17 сентября и примет участие во второй встрече в рамках формата «С5+1» «Центральная Азия – Германия». По словам официального представителя федерального правительства ФРГ Штеффена Хебестрайта, на переговорах речь пойдет о расширении сотрудничества с Узбекистаном и Казахстаном – ключевыми партнерами Германии. «Мы стремимся к углублению сотрудничества с ними, особенно в области науки, экономики, энергетики, коммуникаций и сырья», – сказал Хебестрайт. Канцлера будет сопровождать большая деловая делегация высокого уровня.
Берлин год назад провел первый саммит в формате «Центральная Азия – Германия», по итогам которого было заключено соглашение о стратегическом региональном партнерстве. Поэтому предстоящий визит в регион Олафа Шольца на следующей неделе будет посвящен реализации совместных проектов. На берлинском саммите были определены ключевые сферы сотрудничества: экономика, энергетика, природные ресурсы. Одна из главных целей ФРГ состоит в «повышении устойчивости центральноазиатских государств к кризисам», говорят немецкие эксперты.
Новый формат «Центральная Азия – Германия» пересекается с другим – «Центральная Азия – ЕС», разработчиком которого является также ФРГ. По словам специального представителя ЕС по Центральной Азии Тери Хакала, ЕС мощно присутствует в регионе и намерен усиливать здесь работу. «Наша цель заключается в том, чтобы содействовать развитию и благосостояния этих стран, и устойчивости. В следующие 30 лет мы планируем продолжить работу и в Туркменистане, и в центральноазиатских странах, партнерах, во благо этих стран и ЕС», – сказала Хакала на конференции «Туркменистан и ЕС: 30 лет сотрудничества», которая состоялась в мае 2024 года в Ашхабаде.
Тем более что сегодня к Туркменистану в ЕС повышенное внимание. Ашхабад близок к экспорту своего газа в ЕС. Схема будет выглядеть таким образом: газ будет направляться в Иран, а затем путем SWAP-замещения в Турцию и далее в Европу, причем под туркменским брендом (см. «НГ» от 29.08.24). По словам председателя Халк маслахаты (верхней палаты туркменского парламента) Гурбангулы Бердымухамедова, Ашхабад планирует экспортировать до 40 млрд куб. м в год. Об этом национальный лидер Туркменистана заявил на встрече с президентом Ирана Масудом Пезешкианом в Тегеране в конце августа.
Другим крупным проектом, курирующимся как Германией, так и в целом ЕС, является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), также известный как Срединный коридор, который должен соединить Европу и Центральную Азию и стать альтернативой морским перевозкам через Баб-эль-Мандебский пролив. Однако этот маршрут сложнее и дороже из-за мультимодальности.
Несмотря на риски, Европа пообещала инвестировать в развитие ТМТМ более 10 млрд евро, но в виде кредита. Стоит учитывать, что инвестиции в инфраструктуру окупаются не сразу, поэтому требуется долгосрочная стратегия, чтобы кредит работал на интересы всего региона (см. «НГ» от 09.04.24). Несмотря на очевидные минусы, в ЕС считают, что расширение коридора поможет нарастить торговые отношения, в первую очередь между Казахстаном и Узбекистаном, а также включить и другие страны в деятельность ТМТМ. Однако открыть свои рынки для большинства товаров из стран Центральной Азии, за исключением энергоресурсов, Германия и другие страны Запада не могут.
Эксперты предлагают подумать о создании международного логистического консорциума в рамках ТМТМ, тем более что немецкие фирмы располагают соответствующим опытом. Наряду с Казахстаном они предлагают включить в новую структуру также страны Южного Кавказа и Турцию.
Напомним, что Казахстан одним из первых государств в регионе подписал с ЕС меморандум о сотрудничестве в сфере поставок важнейших видов сырья, в частности редкоземельных металлов. ЕС и частично США ищут альтернативу Китаю и России в плане поставок редкоземельных металлов на европейский рынок, потому что 70% их мирового рынка контролируется Китаем, который не только добывает сырье, но и перерабатывает его. Китай – монополист в этой сфере», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. «С точки зрения геополитики Вашингтону и Брюсселю важно иметь альтернативные поставки, чтобы сократить зависимость от Китая и РФ. Такую альтернативу они видят в Центральной Азии, Африке и странах Латинской Америки. Но в целом ЕС рассматривает Центральную Азию как зону своих стратегических интересов, в том числе в сфере редкоземельных металлов», – подчеркнул эксперт.
В Узбекистан Германия намерена инвестировать 9 млрд долл. Соглашения были подписаны на бизнес-форуме в Берлине, который состоялся в рамках визита президента Шавката Мирзиёева в Германию 2–3 мая прошлого года. Олаф Шольц в ходе переговоров с Шавкатом Мирзиёевым также обещал поддержку вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО) и подписания Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом. Поэтому ожидать новых немецких инвестиций, судя по всему, не стоит.
«Визит канцлера Шольца в страны Центральной Азии носит «челночный» характер, и правильно рассматривать его как один из элементов общей стратегии США и ЕС, реализуемой уже третий год. Можно вспомнить саммит США – Центральная Азия, прошедший около года назад, и саммит ЕС – Центральная Азия, и визит французского президента Макрона в страны региона, и множество других инициатив в формате «5+1» на разных уровнях. Все эти визиты объединяет одно: это попытки повлиять на страны региона с тем, чтобы сократить их сотрудничество с Россией и КНР, которые сопровождаются немалым количеством обещаний взамен», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев. По мнению Князева, можно предполагать, что и в ходе визита Шольца чего-то прорывного в отношениях между странами Центральной Азии и Германией не произойдет.