Президент Владимир Зеленский принял участие в форуме по независимости и пообещал представить в сентябре план победы. Фото Reuters
На форуме «Украина 2024. Независимость» глава украинского кабмина Денис Шмыгаль сообщил, что дыра в бюджете страны на 2024 год достигла 500 млрд грн (свыше 1 трлн руб.), а на следующий год не хватает еще 15 млрд долл. Он предложил странам G7 до конца текущего года выплатить Киеву 50 млрд долл. без каких-либо условий. Хотя вариант, когда деньги выдают не считая и не спрашивая, сегодня не выглядит рабочим и для западных партнеров Украины. Эксперты усомнились в готовности влиятельных стран глобального Юга заплатить за проведение у себя второго саммита мира подписанием итогового документа первого такого мероприятия.
На состоявшемся во вторник в Киеве форуме руководителей госинститутов под названием «Украина 2024. Независимость» изначально предполагалось обсудить проблематику масштабного военного конфликта с РФ и дальнейшие шаги Украины на пути к справедливому миру. В этой связи симптоматичным показался тон, который был задан выступлением премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля.
По его словам, в бюджете на текущий год не хватает 500 млрд грн (свыше 1 трлн руб.), а на следующий год незакрытыми остаются расходные статьи еще на 15 млрд долл. «Сейчас у нас есть критическая потребность собрать дополнительные средства именно на нашу защиту, на нашу обороноспособность – это сотни миллиардов гривен», – уточнил премьер. По его словам, закрыть «гривниевую дыру» предполагается за счет увеличения внутренних заимствований, а также увеличения налога на прибыль для банков и военного сбора для отдельных случаев.
Депутат Верховной рады Украины Ярослав Железняк сообщил накануне, что доработанным проектом закона о повышении налогов предусмотрено установить ставку налога на прибыль для банков в размере 50% на 2024 год, а налог на прибыль для финансовых компаний повысить до 25%. Кроме того, правительство запланировало увеличить обязательный военный сбор с 1,5% до 5% (а при покупке нового автомобиля и до 15%).
Это что касается военных расходов, которые, как традиционно подчеркивают киевские власти, они оплачивают самостоятельно. В то же время остается незакрытой и гражданская часть бюджета на следующий год в объеме 15 млрд долл. По этому поводу Киев продолжает работать с западными партнерами. Одним из возможных сценариев представляется использование замороженных за рубежом активов РФ на сумму 300 млрд долл. Их получение премьер Шмыгаль назвал ключевой целью, а в качестве предварительного шага к ее реализации обозначил предоставление первого взноса в размере 50 млрд долл. Их Киев рассчитывает получить от стран G7 в рамках запущенного механизма дополнительных кредитов для увеличения поступлений в бюджет Украины.
«У нас есть наша политическая рамка. Это должны быть 50 млрд долл. Украина должна получить их не позднее конца текущего года», – указал глава кабмина. А также подчеркнул, что предоставленные средства следует выделить без каких-либо условий, так, чтобы Киев смог их потратить на любые нужды. В том числе на компенсации пострадавшим от военных действий, закупку вооружения и финансирование дефицита бюджета.
Впрочем, вопросы в связи с предложенным украинским премьером вариантом безусловной прямой выдачи денег могут возникнуть и у западных союзников Киева, заметил «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев. По его определению, вряд ли на Западе согласятся предоставить запрошенные средства, ни о чем не спрашивая. Тем более что спрашивать там уже начали, отправляя в Киев своих ревизоров.
Также считают потраченные на Украину деньги и в США, хотя в сопоставлении с американским оборонным бюджетом выделяемые для Киева суммы не выглядят большими. Но если посмотреть на программы зарубежной помощи (а в ее рамках идет значительная часть помощи Украине от Вашингтона), то окажется, что за 2022–2023 годы примерно треть общей суммы ушло на поддержку Киева, а это очень много, констатировал Силаев. К тому же, продолжил он, пока не определено, сможет ли Киев получить запрошенные деньги напрямую или же за их счет западные партнеры возместят собственные расходы на поддержку Украины.
Вместе с тем, отвечая на вопрос, не обусловлена ли продемонстрированная на форуме представителями Киева наступательность тона их желанием поскорее «монетизировать» осуществленное Вооруженными силами Украины (ВСУ) вторжение в Курскую область, он пояснил, что пока по этому поводу ни на Западе, ни в самом Киеве нет однозначной оценки. При этом западные партнеры наряду с одобрением подобных действий, очевидно, испытывают и опасения относительно того, кто окажется ответственным в случае их провала. «Тогда как представители украинского руководства, похоже, не до конца определились, в чем была цель данной акции. И если сначала советник главы офиса президента Михаил Подоляк разъяснил, что она была призвана обеспечить более благоприятные переговорные позиции, то президент Украины Владимир Зеленский на днях уже заявил, что вторжение ВСУ в Курскую область стало частью большой военно-дипломатической операции, хотя в чем заключалась ее суть, не сказал. Понятно, что оценки Киева на этот счет будут меняться исходя из ситуации на месте», – определил Силаев.
К слову, также выступивший на киевском форуме руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак высказался за то, чтобы следующий саммит мира состоялся в одной из стран глобального Юга. «Это было бы знаково», – подчеркнул Ермак.
Очевидно, что такие влиятельные страны, как Индия, Бразилия и Китай, хотели бы прекращения военных действий и увязываемых с ними санкционных войн, подтвердил Николай Силаев. «При этом они имеют собственное видение урегулирования военного конфликта, от которого им предлагают отказаться, чтобы продвигать известный киевский план», – резюмировал аналитик. И назвал подробные расчеты нерабочими. Хотя и признал, что глобальный Юг большой.